http://www.inopressa.ru/wp/2008/02/19/15:28:29/dumbing

Когда люди привыкли слышать, что их президент разъясняет сложные политические решения, рявкнув: «Я тут решатель», им, возможно, будет почти невозможно вообразить, как мыкался Франклин Д. Рузвельт в мрачные месяцы после Перл-Харбора, пытаясь объяснить, почему вооруженные силы США терпели на Тихом океане поражение за поражением. В феврале 1942 года Рузвельт в своем традиционном выступлении по радио, прозванном «беседой у камина», призвал американцев расстелить на столе географическую карту, чтобы лучше уяснить местоположение театра боевых действий. В магазинах по всей стране моментально разошлись запасы карт; около 80% взрослых американцев включили радио, чтобы послушать президента. Перед этим ФДР сказал своим спичрайтерам, что не сомневается: если американцы уяснят, какое колоссальное расстояние должны преодолеть боеприпасы и провиант, чтобы добраться до армии и флота, «они смогут, не дрогнув, выслушать любые дурные новости».

Это портрет не только принципиально иного президента и президентства, но также иной страны и ее граждан – страны, которая не имела доступа к картам Google, усовершенствованным благодаря данным со спутников, но была гораздо более восприимчивой к учебе и запутанной информации, чем современное общество. По данным опроса, проведенного National Geographic-Roper в 2006 году, почти половина американцев в возрасте 18-24 лет не считают необходимым знать, где расположены иностранные государства, в которых происходят важные события. Более трети находят «совершенно неважным» знание иностранного языка, меж тем как «очень важным» его считают лишь 14%.

Думаю в этой связи о книге Дьюи «Демократия и образование». Всё-таки падение уровня образования так или иначе ведёт к перерождению демократии — это закон, механизмы которого никто толком не описал, но зримые результаты действия которого мы видим повсеместно.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма