Новое

Кое-что о карате

Был вчера на одном забавном мероприятии, из которого понял одну вещь. Сколько бы ни говорили китайцы и японцы про многовековую традицию, «шаолинь», Окинава и т.п., в реальности такие «социальные практики», как школа боевых искусств, могли появиться только в массовом обществе, т.е. не раньше конца XIX – начала XX века. До этого периода нигде, кроме как в армии, формализация тактики боя в стандартах типа кихона просто невозможна. Схема «учитель-ученики» — возможна, да, и без всякой массовизации. Но тут именно безличный, матричный формат, когда твой номер восемьдесят шестой в пятом ряду, и ты выполняешь удары и блоки по номерам точно так же, как другие сто пятьдесят человек в рядах слева и справа… И нет никакого «сенсея», а есть просто голос, озвучивающий известный тебе заранее удар или блок из заранее выученной и оттренированной японской классификации. И вот сто пятьдесят человек, все в кимоно с одинаковым иероглифом школы, синхронно выполняют кихон и ката, и синхронно вопят в нужном месте программы. Как армия, но не армия, а «просто люди», обычные в обычной жизни. Машина, построенная из гражданских людей. Естественно, всё это физически невозможно в эпоху «до» массовых обществ.

А ещё вчера у меня был зачотный бой. Меня поставили с мужиком побольше и поздоровей, чем я; но, что приятно, в итоге он пропустил раза три маваши по почкам и печени, а один раз даже мая-гири (прямой удар ногой в живот) прошёл – при том, что он-то меня так ни разу и не достал. Настроение в итоге, как выражался тов. Гришковец, «улучшилось» — хотя по-прежнему с тоской осознаю, что вне зала это всё недорого стоит. Зато адреналин, ага.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма