Главная / Основной блог / Синопсис-2. Москва – это Россия

Синопсис-2. Москва – это Россия

Синопсис-1

Представим себе производственный комплекс, который делает некачественные автомобили. Плохая коробка передач, плохой двигатель, плохая трансмиссия, плохой ржавеющий кузов. Плюс к тому, эти автомобили технологически устарели, они не соответствуют современным требованиям скорости, безопасности, управляемости, шумности, потребления топлива, экологии и т.п. Отчаянно сокращающаяся из года в год доля рынка.

Вы – кризисный управляющий. У вас, допустим, даже есть ресурсы на исправление ситуации. Но мало времени. С чего вы начнёте? С отладки производства существующих устаревших моделей или с внедрения новых, отвечающих сегодняшним потребностям рынка? В первом случае риск – полностью потерять рынок через несколько лет из-за архаичного предложения. Во втором – даже не риск, а гарантия потери рынка из-за того, что качество машин, пусть и обновлённых конструктивно, упадёт даже по сравнению со старым модельным рядом. В том числе — именно в результате этого обновления.

Ещё одна метафора, тоже в некотором роде транспортная. Есть большой город, страдающий от хронических автомобильных пробок. К чему приводит строительство в нескольких его частях быстрых широкополосных магистралей? Как ни странно, не к разгрузке, а наоборот – к усугублению проблем трафика. Возникает разбалансировка всей транспортной схемы города. Например, если по восьмиполосной трассе из пригорода в центр могут проехать в два раза больше машин, чем по четырёхполосной – это значит, что с утра центр забивается в два раза быстрее. А значит, и сама эта трасса «встаёт» на час-другой раньше, чем до расширения. Ясно, как дважды два.

Иными словами, технологический апгрейд любого из отдельных звеньев производственной цепочки приводит к дисбалансу всей цепочки в целом. Даже при условии, если потрачены усилия на адаптацию соседних звеньев (в случае городской магистрали – на съезды, тоннели, развязки и т.п.). Что в нашем случае происходит далеко не всегда.

Даже на фоне общего роста «забегание вперёд» какой-то отдельной группы порождает проблему дисбаланса. Тем более острой оказывается эта проблема, если этот быстрый рост в отдельных точках возникает на фоне общей деградации.

Что это значит? Это значит, что медведевская схема модернизации – форсирование «пяти приоритетных направлений» на фоне продолжающегося проседания всей остальной экономики (включая сюда и основного кормильца – ТЭК) – есть та же лужковщина, только уже в масштабах всей российской экономики. Между Медведевым и Лужковым нет никакой разницы, сколько бы гонтмахеры всех мастей ни пытались манифестировать обратное.

И, следовательно, принятый сейчас на вооружение проект модернизации российской экономики неизбежно приведёт к тем же результатам, что и многолетние усилия московской мэрии по модернизации транспортной сети г.Москвы.

Важно понимать это, защищая режим. А его, увы, всё равно необходимо защищать – ибо последствия его гипотетического обвала много более катастрофичны, чем последствия любых такого рода неудач.

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.