Главная / Основной блог / Высшая школа демократии: модернизация политической системы

Высшая школа демократии: модернизация политической системы

(Синопсис II: «исходники». Текст шестой. 1, 2, 3, 4, 5)

Проектная заявка

Для В.Ю.Суркова

Партийно-политический сезон 2009-2010 насчитывал пять ключевых точек:

  • Статья «Россия, вперёд!» и выступление Д.А.Медведева на конференции в Ярославле 14 сентября 2009 года – тезисы об умной политике
  • Региональные выборы 11 октября 2009 г., с последующим демаршем думской оппозиции
  • Президентское послание 12 ноября 2009 г. с идеями по изменению политсистемы
  • Госсовет по реформе политсистемы  — 22 января 2010 г.
  • Региональные выборы 13 марта 2010 г.

Политические результаты сезона:

  • Тренд на переход от нынешней «полуторапартийной» системы к современной многопартийной демократии
  • Установка на усиление роли системных партий, в противовес несистемной и внепартийной политике
  • Увеличение внимания к региональному и муниципальному «этажам» политической системы
  • Неготовность федеральных партий-«головастиков» к масштабированию своей деятельности на региональный и муниципальный уровень
  • Как результат – перехват становящейся всё более значимой местной и региональной повестки несистемными группами (Калининград, Самара, Владивосток, Архангельск, Дагестан и др.)

Партии показали себя слабыми, неготовыми к начавшейся активизации политической жизни. На организационном, инфраструктурном, кадровом, интеллектуальном уровне их ресурс откровенно проседает. Большинство партий не в состоянии даже обеспечить присутствие на избирательных участках в регионах выборов своих наблюдателей, обладающих хотя бы минимальной квалификацией в этом качестве. Это касается всех партий, в т.ч. и ЕР, которая пока свои дефициты восполняет за счёт использования возможностей госструктур и организаций бюджетной сферы. Но это преимущество не может быть константой.

Риски департизации политики на фоне усиления политической активности граждан легко представимы.

450 депутатских мест в Госдуме, несколько тысяч в региональных ЗС и почти две с половиной сотни тысяч мандатов в МСУ – это огромный масштаб, даже в расчёте на пять-семь общероссийских партий. Но партии состоят не только из депутатов и кандидатов в депутаты: есть партийный аппарат, есть актив, есть целый ряд сфер, охватываемых партийной работой. Не будет преувеличением сказать, что уже сейчас в работе «машины демократии» задействовано в целом по стране не менее миллиона человек – на профессиональной и полупрофессиональной основе.

Но так ли уж много в этой сфере действительно профессионалов? Можно сказать, что их практически нет.

Качество подготовки кадров – ахиллесова пята всех без исключения политических структур современной России. Функционеры ЕР, прямо ответственные за партстроительство (в частности, первый зампред ЦИКа В.Гальченко на заседании клуба «4 ноября» 18.03.10) открыто констатируют провал в этой сфере у ЕР; однако в остальных партиях ситуация с этим ещё хуже. В России ни в одном из учебных заведений не учат тому, что называется политическая работа. Политология – это умение исследовать политику и говорить о ней, оставаясь за её пределами; прочие смежные дисциплины, будь то пиар, менеджмент или право, также имеют иную специфику.

Косвенным результатом массового прихода в политику людей, имеющих бизнес-специализацию, является деградация политической культуры. Как одно из следствий — превращение выборов в подобие «товарных» рекламных кампаний, с полным вымыванием и примитивизацией собственно политического содержания. Итог — падение качества политических дебатов, превращение их в подвид коммерческих  шоу; уход выборных кампаний на периферию общественной жизни.

Работа в сфере политических коммуникаций требует не менее, если не более высокого профессионализма, чем в маркетинговых коммуникациях. И это должны быть компетенции принципиально иной природы, требующие специальных знаний. Люди, идущие на выборы (пусть даже в сельское муниципальное собрание) под флагом той или иной общероссийской партии, должны как минимум понимать, что за партию они представляют, как нужно работать с избирателями до и после кампании, что такое законотворческая деятельность и как устроен бюджет, который придётся принимать тому органу, куда они избираются.

Понимают ли это сегодняшние кандидаты, минимальный возраст которых, по предложению президента, снижен до 18 лет? Далеко не везде и не всегда. Можно рассчитывать, что это понимание они обретут непосредственно в опыте работы; но это значит – за счёт своих избирателей, которые будут жертвами их ошибок, идущих от некомпетентности.

Сегодняшние партии на системном уровне не обеспечивают своему активу и своим «списочным» кандидатам такой возможности, как повышение уровня знаний о политике. Оргструктуры всех партий, по спектру от «Правого дела» до КПРФ включительно, представляют собой усечённое и кастрированное подобие КПСС. Такой, какой компартию запомнили люди, в советские времена не поднимавшиеся в своей партийной карьере выше уровня заводского парткома. Именно такие и занимались строительством нынешних партийных структур.

Ничем иным нельзя объяснить отсутствие при какой-либо из партий хоть какого-то подобия Высшей Партийной Школы.

Впрочем, будем реалистами: ни у одной из сегодняшних партий нет ни сил, ни ресурсов обеспечить подготовку своих кадров на современном профессиональном уровне. Более того: в условиях многопартийной демократии создавать образовательную структуру такого класса внутри каждой из партий – непозволительная роскошь. Как выражались перестроечные КВН-щики, «двух партий народ не прокормит».

Есть ли другое решение задачи подготовки кадров для политической работы? Да, есть. Такой образовательный центр должен быть межпартийным.

Да, у каждой из партий своя идеология, свои предвыборные и политические программы, определяемые съездами. Но 90% компетенций, которыми необходимо обладать профессионалам политической работы, имеют принципиально внеидеологическую природу. Это такие компетенции, как:

  • Партийное строительство
  • Выборное законодательство
  • Политические технологии, управление избирательными кампаниями
  • Работа партий в межвыборный период
  • Законотворческая деятельность
  • Работа с избирателями
  • Взаимодействие с НКО
  • Организация работы со СМИ
  • Информработа (в т.ч. в интернете)
  • Работа с социологическими службами и данными
  • Работа с активом и сторонниками, подготовка наблюдателей
  • Работа со спонсорами
  • Межпартийное взаимодействие
  • Международное сотрудничество

Все эти дисциплины – универсальны. А значит, делать обучающую структуру внутри каждой из партий – нерационально. Поэтому должен существовать единый образовательный центр, с которым каждая из партий заключает свой собственный контракт, согласовывая количество и качество обучающих программ. Сегодня можно максимально использовать современные формы образования – дистанционное образование, тренинги, семинары, практикумы. Сложность в том, что необходимо учить людей, уже занятых в соответствующей сфере – а значит, было бы ошибкой идти от традиционного вузовского канона; необходимо делать ставку на «лёгкие», небольшие по времени и инфраструктурно простые формы поствузовского обучения.

Невозможно строить сложные политические машины, задействуя в них некомпетентных в политике людей. Либо, что ещё хуже, людей, наследующих компетенции из принципиально другой (советской) политической системы. Нельзя надеяться на переход к умной политике, если не заниматься инфраструктурой политического знания.

Наша команда в последние годы регулярно участвовала в подготовке материалов обучающего характера для партийных структур – в первую очередь, для партии «Единая Россия» и ряда молодёжных организаций. Нами подготовлено и выпущено несколько книг, ставших настольными в партийных структурах: «Технология создания партии» (А.Чадаев, В.Быкова), «Основы теории политических партий» (В.Данилов, Д.Кралечкин, М.Бударагин и другие), «Агитатор «Единой России»» (под ред.А.Чадаева, по заказу ЕР) и десятки других книг и брошюр. Мы имеем более чем пятилетний опыт проведения тренингов и семинаров для партийного актива, причём не в качестве обычных «бизнес-тренеров», а как штатные преподаватели гуманитарных дисциплин в ведущих вузах страны – МГУ, РГГУ, ВШЭ, РУДН и других.

В связи с этим предлагаем проект организации межпартийного образовательного центра для подготовки специалистов по политической работе. Рабочее название проекта — «Высшая школа демократии». Рассчитываем, что данная инициатива встретит поддержку и станет предметом обсуждения как у представителей образовательного сообщества, так и у функционеров партийных штабов.

Материалы по проекту будут публиковаться по мере их готовности на liberty.ru.

P.S. Данная записка опубликована в открытом режиме, чтобы получить обратную связь и широкое обсуждение самой идеи уже на этом предварительном этапе.

Продолжение следует

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма.
Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.