Goodbyelenin.ru

Из моего весеннего выступления в ЦМР:

СССР — это государство, которым управлял философ Ленин. Философ Ленин — это сложная конструкция из лежащего в Мавзолее забальзамированного тела и приданного этому телу аппарата производства всесильного ленинского учения, руководящего и направляющего коммунистической партией. А вот уже партия, в свою очередь, управляет государством, ведёт его по пути строительства коммунизма. Следующие за Лениным советские вожди, начиная со Сталина — это просто местоблюстители, «смотрители Мавзолея». Собственно, главная претензия Хрущева к Сталину в докладе на ХХ съезде — в том, что ИВ пытался быть чем-то вроде «младшего собеседника» философа Ленина, то есть тоже философом. А второго философа в такой системе быть не может. Тем более наделённого биологическим телом. «Культ личности» — это ересь, неканоническое отступление от подлинного, основного культа — культа Ленина. Отсюда же — и перестроечное требование «вернуться к ленинским идеалам»: всех последующих вождей тоже (хотя, понятное дело, в куда меньшей степени, чем Сталина) подозревали в своевольном искажении ленинской первоосновы.

То есть это не Хрущёв критиковал предшественника. Это правящий философ Ленин критиковал своего наместника за отступления от ленинской генеральной линии. И точно так же перестроечная интеллигенция именем Ленина выносила приговор брежневскому социализму, претендуя на роль хранителей культа.

Да, СССР не был государством философов. Было гораздо круче: СССР сам был государство-философ, государство-Ленин.

Курёхинская метафора гриба очень точная. Мавзолейный Ленин орошал спорами всю территорию страны, и везде росли грибы-памятники, смысл и назначение которых не был в состоянии объяснить никто уже в 70-х, не говоря уж о нынешних днях. Но и аллергии они не вызывают: попробуй поставь где-нибудь Сталина или Дзержинского — ору не оберёшься. А Лукичи стоят везде в количестве, и воспринимаются как деталь пейзажа — дерево, холм, скала; явление природы, короче. Да; именно гриб. Но при этом ещё и мыслящий гриб.

http://chadayev.livejournal.com/257578.html

——-

Из сегодняшнего дня хочу добавить следующее:

Да, мы сейчас обязаны похоронить Ленина. Дело в том, что только так можно на символическом уровне подтвердить, что те изменения, которые произошли со страной за двадцать лет — необратимы. И что «переходный период» закончился: мы живем не в «постсоветской», а в новой российской реальности, и назад дороги нет.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма