Новое

Подводя итоги

Анализирую 10 месяцев своей работы в Политдепартаменте.

Наверное, главный и самый важный для партии итог – за этот  период были выиграны все без исключения кампании регионального уровня, как осенью, так и весной. Несмотря на то, что и осенью, и весной выборы проходили в сложнейших для партии регионах – Магадан, Новосибирск, Тверь, Калининград, Киров, Курск, Тамбов… Более того, на всех этих выборах (кроме ХМАО весной) ЕР показала результат выше, чем в ходе выборов в те же самые органы четыре года назад. И это несмотря на все более неблагоприятный для партии «федеральный фон» кампаний.

Моя непосредственная сфера ответственности в кампаниях – подготовка и согласование предвыборных программ, а также агитационно-пропагандистская работа (СМИ, наружная реклама, АПМ). По программам – впервые удалось отладить систему совместной работы ПД с профильными комиссиями генсовета — Исаева (идеология) и Яровой (агитация и пропаганда); также через политдепартамент прошли концепции и технологические карты кампаний. На каждой из них стоит моя подпись.

Кроме того, удалось решить ряд застарелых проблем партийной машины:

  • Впервые заработало в регулярном режиме политпланирование на уровне региональных исполкомов, созданы новые формы политпланирования
  • «Федеральные темы» стали еженедельными и теперь увязываются с полит- и информпланированием в самом ЦИКе
  • Подготовлено и  утверждено Положение о политдепартаменте (до моего прихода в ЦИК такового просто не существовало в природе), на нем стоит подпись А.Ю.Воробьева.
  • Практически «с нуля» укомплектовано Политическое управление, отвечающее за координацию политпланирования, аналитику, АПР и взаимодействие с экспертами.

Плюс к этому, удалось сделать следующее:

  • Подготовлена и запущена книгоиздательская программа партии («Библиотека «Единой России»»), прошедшая утверждение на Президиуме Генсовета. В ее рамках уже выпущены книги и брошюры, в том числе: «Агитатор ЕР», «Почему следует голосовать за ЕР», «10 неудобных вопросов «Единой России», «Выборы 2009-2010. Их уроки», а также брошюры по итогам каждой из окружных конференций по Стратегии-2020 с участием В.В.Путина. Готовится в печать – и выйдет (уже без меня) следующая серия по программе.
  • Создан и выходил в еженедельном режиме партийный бюллетень «Повестка недели» (выпуск сейчас приостановлен), предназначенный для агитационно-пропагандистской вертикали (замы секретарей РПС по АПР, начальники отделов АПР в исполкомах, пресс-секретари), с материалами по федеральным темам и текущим проблемам партии
  • Была выпущена серия подборок по освещению ключевых партийных проектов («Новые дороги ЕР», «Качество жизни», «Народный контроль», «ЖКХ» и др.)
  • Создана система регулярных внутрипартийных рассылок, в т.ч. адресных (для депутатов, выезжающих на встречи с избирателями в рамках региональной недели или в ходе выборной кампании); а также в рамках интернет-редакции (ключевые темы сайта ER.RU за неделю).
  • Проведена серия обучающих семинаров с работниками агитационно-пропагандистского блока в выборных регионах
  • Произведен апгрейд интернет-редакции: создано самостоятельное направление по работе с Social Media, отлажена трансляция материалов в вебдванольные сервисы, запущена собственная тизерная сеть. Удалось (не без борьбы) сменить руководство интернет-управления и запустить процесс разработки нового партийного сайта. Кроме этого, официальный сайт партии был переведен на домен ER.RU (ранее это был edinros.ru), а домены региональных отделений были приведены к виду region.er.ru. Было отлажено регулярное обновление большинства партийных сайтов. Совокупная посещаемость партийных интернет-ресурсов выросла до более чем 2 млн посещений в месяц, при существенном уменьшении расходов на платную рекламу.
  • Реорганизовано (с заменой руководства) управление по работе с региональными СМИ; отлажена система мониторинга публикаций в региональных медиа.

Что не удалось:

  1. Создать нормальную систему обучения и подготовки кадров для направления АПР. Как таковых специалистов по политической работе в нашей стране не готовит ни один вуз, и для всех партий это сегодня уже беда. Люди приходят работать в партию либо из структур исполнительной власти, либо из СМИ, либо из т.н.«политтехнологий» – это в лучшем случае. Идея о том, что партия занимается именно политикой, а не перманентной рекламой начальственных достижений в сфере народного хозяйства, до сих пор является для значительной части партаппарата маргинальной.
  2. Организовать работу партии в блогосфере и социальных сетях. Вплоть до весны 2011 года это направление не считалось приоритетным на уровне руководства партии, которое делало ставку скорее на «традиционные» интернет-медиа. Доказать «начальству», что блоги – это не «источник трафика для партийного сайта», а самостоятельная и, более того, приоритетная коммуникативная среда, мне так и не удалось (хотя это было то, с чего я, по сути, начал). Работа партии в блогах по факту оказалась сведена к достаточно прямолинейному агит- и контрпропу в «телевизионном» стиле, с соответствующими последствиями для имиджа партии в этой среде.
  3. Организовать производство «визуалки» современного уровня (плакаты, видеоролики и т.д.). Стиль визуальной пропаганды ЕР законсервировался на уровне брендбука образца 2007 года, а делаемая партией видеопродукция, за редким исключением, попросту несмотрибельна (что доказывает количество просмотров наших роликов в сети). Причина та же: доминирование «телевизионщиков», рассматривающих видео под призмой новостных редакций федеральных телеканалов.
  4. Реорганизовать работу пресс-службы партии. Сегодня, к сожалению, логика ее работы ничем не отличается от логики работы пресс-служб какого-нибудь ведомства вроде Минсвязи или Минспорттуризма. Это нормально в ситуации де-факто монополии партии в информационном пространстве, но абсолютно не работает в режиме конкурентной многопартийной политики.
  5. Интегрировать партийный интер- и интранет в рутинную практику работы партаппарата. «Оцифровать» основные системы «обратной связи» в партии – работу общественных приемных, «Народный контроль», систему обмена информацией. Тут, к сожалению, тоже сработал барьер восприятия: интернет уже не воспринимается аппаратом как нечто вторичное, но он все еще рассматривается скорее как средство пропаганды, а не как средство коммуникации (в т.ч. и внутрипартийной).
  6. Отладить взаимодействие с партийными фракциями в парламентах регионального и местного уровня. Это, в потенциале – гигантский и недооцененный ресурс, особенно в задачах продвижения партийных проектов. Возможность продвигать ту или иную партийную инициативу одновременно на уровне Госдумы, региональных и местных парламентов – причем не только в пропагандистских тезисах, но и в решениях, принимаемых этими органами – дорогого стоит.
  7. Сделать хоть что-нибудь путное с публичным представительством «Молодой Гвардии ЕР». Эта структура на всем протяжении моей работы в партии выдавала контент трех типов: либо что-то барабанно-пафосное («мы тушим пожары»), либо очередной скандал в руководстве с дележкой должностей и взаимными обвинениями, либо какую-нибудь туповатую пакость в адрес политических оппонентов. При этом, зная ситуацию, как минимум, в регионах недавних выборов, я могу сказать, что сама по себе МГЕР на местах (тут, правда, где как) – структура достаточно дееспособная и полезная; а главное – готовая (часто в отличие от «взрослой» партии) к резким действиям, вроде того же пикетирования автозаправок с завышенными ценами на бензин. Но думающих, способных к самостоятельному действию ребят в МГЕРе (типа группы MGERevolution) постепенно выдавили аппаратные тролли, и сегодня организация выглядит в медийном поле как достаточно унылый комсомол, оживляемый лишь округлостями шпионки Чапмен. Как бы то ни было, даже по социологии и фокус-группам МГЕР для партии сегодня скорее имиджевая проблема, чем дополнительный источник голосов поколения 18-25.

 

И самое главное. Так и не удалось привлечь к процессу подготовки предвыборной программы Партии на кампанию-2011 хоть кого-то, кроме штатных писателей всевозможных «стратегий», которыми и так забито все информполе и все шифоньеры начальственных кабинетов.

Я рассчитывал, что процесс написания предвыборной программы в этот раз удастся сделать открытым – примерно так, как мы в свое время (еще когда я работал в АП) собирали отклики на президентскую статью «Россия, Вперед» для будущего Послания. В частности, делал ставку на то, что удастся в подготовку самых важных и проблемных блоков программы – антикоррупция, экология, безопасность, здоровье, ЖКХ  и т.д. – вовлечь тех общественных активистов и те НКО, кто занимается этим и известен в этом качестве. Предварительный список тех, кто мог бы в этом поучаствовать, подготовлен Политдепартаментом и отправлен вверх по вертикали буквально неделю назад. В этой логике, скажем, я считал большим успехом, когда мы в партии провели общественный совет по Химкинскому лесу прошлой осенью. Так же надо было и с «большой» предвыборной программой. Более того: я исходил из того, что было бы правильным, если бы её «профильные» блоки формировались с участием наших оппонентов, тех, кто критикует и партию, и власть – это усилило бы нашу позицию в коммуникации с избирателями. И не только лозунги – но и, пусть в самом общем виде, законопроекты для будущей Думы на их основе. Хотя бы для того, чтобы был механизм ответственности за даваемые обещания.

Увы, сегодня ситуация идет по стандартному сценарию – за «подряды» на написание программы конкурирует всё та же экспертократия, которая писала все предыдущие программные документы власти на протяжении последних двух десятилетий. А значит — старые песни о главном.

Так что, может, и к лучшему, что ушел. Опыт аппаратной работы – бесценен, sapienti sat. А на выборах в ГД все равно буду голосовать за ЕР. Проигрывать можно – предавать нельзя.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма