Новое

Русская тема

Статью Путина про нацвопрос уже многие откомментировали, нет смысла присоединяться к хору. Я поставил себе чуть другую проблему: а что бы я сам сказал по теме в режиме такой вот «предвыборной статьи»?

Собственно, основная проблема путинского текста в том, что тема-то социологически острая, а  сказать при этом по ней из позиции «власти предержащей» совершенно нечего. Пространство манёвра ограничено парадигмой «многонациональной России», унаследованной от СССР практически в неизменном виде. Причём СССР позднего: как рискованно заметил один блогер, «при Сталине русского национализма не было, а чеченцев с ингушами могли в один день взять и отправить в Казахстан». Не потому, что был «национализм», а потому, что была нацполитика — сколь бесчеловечная, столь, по крайней мере, и определённая.

Вот и статья, по моему разумению, должна была бы быть не о том, что «хорошо бы нам создать ведомство», а о принципах национальной политики. И ставить острые вопросы. Чушь про «не задеть чувства»: когда уже то и дело режут друг друга по национальному принципу, не до гладких эвфемизмов.

Получилось только накидать «контекст», и то кусками и начерно. Ну и больше ничего не получилось. Вывалю тут, в каком ни на есть виде, авось пригодится.

—-

Тезис о «праве наций на самоопределение» — культурный «чернобыль». Большинство сегодняшних «наций» и образованных ими «национальных государств» — искусственные конструкции, являющиеся результатом борьбы одних великих держав прошлого с другими, либо внутренних конфликтов в этих державах. Националистические идеологии — средство манипуляции, вдвойне коварное потому, что прячется в оболочке т.н.»культуры», т.е. ценностей вроде бы «высоких» и авторитетных. Именно поэтому они так эффективны, когда нужно кому-нибудь напакостить.

Нет смысла фапать на фактор 80% русских в России. Из нашего сегодняшнего «русского большинства» можно при желании и некотором усердии наплодить несколько десятков разных «наций» и «национализмов», с историей и мифологией прямо от Адама — в наше время это вопрос исключительно «гуманитарных технологий». То, что с нами этого до сих пор не сделали — везение, но вечным оно не будет.

Тезисы «Россия — русское государство» и «Россия — антирусское государство» равно бессмысленны. Сегодняшнее устройство страны вообще как будто «по ту сторону» этнического принципа, как если бы у живущих в ней людей вообще не было бы такого атрибута, как «национальность».

Но такое благонамеренное вроде бы табу в конечном счёте приводит только к одному: к крови. Уже сейчас вокруг этого табу возникла расширяющаяся зона правового беспредела. 282 статья — особый репрессивный инструмент, используемый тогда, когда приходится «в ручном режиме» гасить конфликты (в т.ч. потенциальные), не называя их таковыми и обходя их первопричины. «Запретная» идентичность стала, как и всё запретное, привлекательной для множества молодых людей, идущих за подвигами во всяческие «формирования» разной степени агрессивности.

Вывод: реактивный принцип — губителен; нацполитика должна быть активной, власть должна вернуть себе инициативу в этой сфере. Не «охранять», а, если угодно, производить нации, включая, естественно, русскую-государствообразующую-богоносную. Строить отношения не с землями, а с народами, объявив всю землю в государстве единой и неделимой. Вернуть графу «национальность», сделав самоопределение по ней добровольным. После этого — госпрограммы поддержки национальностей, финансирование по которым — пропорционально их «паспортной» численности. Ввести формальные квоты по нац.признаку в первую очередь в представительной власти. В перспективе — заменить бессмысленный «совет федерации» на совет национальностей, с пропорциональным представительством. Отменить 282. Создать правовые механизмы решения конфликтов на национальной почве, включая особое судопроизводство для тех дел, где присутствует этот фактор (да, «русский убил русского» и «русский убил нерусского»/ «нерусский убил русского» ) должны судиться по-разному — это вопрос уже даже не «принципов», а прямо безопасности и общественного спокойствия. (И это нормально: у нас даже для военных особый суд, хотя военный — «профессия», а не «национальность»).

Ещё: ценностная основа — свобода, в данном случае национального самоопределения. Единственный путь её реализации — взаимные гарантии прав каждой из групп; как большинства, так и меньшинств. Цель государства — мир и справедливость в отношениях между ними, и ради этой оно будет столь жёстким, сколь потребуется.

——————

Много тем там ещё должно было быть. Этнические кланы — как криминальные, так и бюрократические. Мигранты (по сути — экономия работодателей на качестве жизни — их и нашем). Русские за пределами России (тема разделённого народа). Советское наследие и споры об истории, и далее по списку.

Ну и школа, школа, школа. Весь «нацвопрос», сколько его ни есть, на самом-то деле — в ней.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма