Главная / Основной блог / Социальное / Документы / Предвыборный дневник-2

Предвыборный дневник-2

Продолжение. Начало см.

Успех

О будущем лучше всего говорит простая и незатейливая формула народной мудрости: «построить дом, вырастить дерево, воспитать ребёнка». Казалось бы, всего лишь личная жизненная программа – где здесь государство? Но чтобы она была осуществимой – оказывается, кроме него, в современном мире гарантировать человеку эту возможность не может никто.

Мы сильные и самостоятельные. Мы умеем и любим работать, учиться, создавать новое. Вроде бы нам никто не нужен; а власть и подавно – она только мешает, ограничивает, облагает налогами, не даёт проявить себя. Но вот случается кризис – и вдруг оказывается, что купить продукты твоего высокопрофессионального труда больше некому. А сажать картошку, как деды, и питаться тем, что сам вырастил, ты никогда в жизни не умел. Как быть?

И тут ты видишь, что всё зависит не только от тебя. Что твой личный успех – это результат действия множества сил и условий. Работающая экономика, твёрдые деньги, а также дороги, свет, вода, газ, связь, быстрый интернет… И люди, которым нужен ты и то, что ты делаешь. И которые способны тебе за это заплатить – а значит, тоже успешные и состоятельные, как и ты.

И тогда ты понимаешь, зачем тебе государство, и чего ты от него хочешь.

Построить дом

Как и в Москве времён Воланда, людей по-прежнему портит квартирный вопрос. Может ли в сегодняшней России человек среднего достатка купить жильё, которое бы его устроило? Достаток вырос, но ответ – по-прежнему «нет». Цены на жильё растут быстрее, чем доходы – и ты понимаешь, что в лучшем случае то, на что ты можешь рассчитывать – это многолетняя ипотечная кабала.

Что нужно сделать, чтобы жильё стало доступным? Строить. И не дома – города. Нынешний крупный российский город, перенаселённый, стоящий намертво в автомобильных пробках – не лучшее место для жизни. Но люди всё равно стремятся в него – где есть свет, тепло и горячая вода, а главное – достойно оплачиваемая работа.

Наша жизнь изменилась. Личный автомобиль стал нормой, как и комфортное городское жильё, причём такое, чтобы в близкой доступности были школа, детский сад, поликлиника, магазины, автозаправки, зоны отдыха… Но наши города, спланированные и построенные в основном при социализме, не рассчитаны на эти новые всеобщие стандарты. Поэтому даже ещё до того, как начинать массово строить жильё на любом новом месте, приходится вкладывать миллиарды в современную инфраструктуру – дороги, общественный транспорт, коммуникации, коммунальные сервисы…

Сегодня у государства есть эти ресурсы – накопили, благодаря десятку спокойных лет. И есть какие-никакие планы, где и что будет построено у нас в стране в ближайшие годы. Что будет с ними при смене власти? То же, что было и в 1991 году: их присвоят себе новые хозяева жизни. Да, они тоже будут строить, но для самих себя – вдали от родины, на берегах тёплых морей. Рядом с теми, которые уже построила нынешняя элита. Да, это тоже будущее, но оно – не для нас.

Воспитать ребёнка

Россия вымирает – это уже многие годы притча во языцех. Не первый год насчитывают и усилия власти по борьбе с демографическим кризисом. Больше детей – звучит призыв с экранов, подкрепляемый бюджетными деньгами на стимулирование рождаемости. Люди начали откликаться – все последние пять лет рождаемость пусть медленно, но росла.

И тут же выяснилось, что в детских садах не хватает мест, т.к. за предыдущие годы, когда детей было мало, а денег ещё меньше, их число сильно сократилось. Невозможность отдать ребёнка в садик стала проблемой не только для матери, но и для экономики, которая на годы теряет молодых и трудоспособных женщин. Сейчас её срочно решает власть, строя новые здания и обучая тех, кто будет в них работать. А дальше – школа, вуз… дело ведь не в только и не столько в том, чтобы родить ребёнка, а в том, чтобы воспитать полноценного гражданина. А это – много дороже, чем разовый «материнский капитал».

Когда людей спрашивают о будущем, они обычно отвечают о детях. Что они работают и зарабатывают для того, чтобы их дети получили достойное образование и нашли своё место в жизни; и что в этом – их главная цель. Но на что здесь можно рассчитывать? Где те учителя, которые будут учить детей в школах так, чтобы их в будущем ждало хорошее образование и достойная работа, а не колония общего или строгого режима? Кто, где и чему сегодня учит этих учителей?

Заменить людей, сидящих в Кремле, Думе, правительстве – задача более простая, чем найти хорошего учителя, или хотя бы заменить плохого. Те, кто сегодня в авангарде борьбы-с-режимом, учат детей за границей; перед ними эта проблема не стоит. Но она стоит перед нами, чьи дети сегодня учатся в обычных российских школах и вузах. Мы в большинстве своём хорошо помним, какой удар по школе и университету нанесли перестройка, распад страны и смена режима – это происходило буквально с нами или на наших глазах. Готовы ли мы на то, чтобы то же самое пережили ещё раз наши дети?

Вырастить дерево

Зима без снега, лето без дождя, дым от лесных пожаров и аномальные холода – теперь мы знаем, что такое «глобальные изменения климата», и что это не фантазии сумасшедших учёных. Мы покупаем чистую воду в бутылках – хотя ещё наши отцы рассказывали об этом друг другу как анекдот. По рекам текут радужные пятна, пригородные леса превращаются в зловонные мусоросвалки, а чистый воздух в городах становится роскошью. И это всё делает не «власть», а мы сами, наше производство и наш образ жизни. И не только в России – в мире, ведь природа не знает государственных границ.

Что будут пить, есть, чем будут дышать наши дети? Сегодня это тема не для отвлечённых разговоров об «экологии», а для срочных решений государственного масштаба.

Есть лишь один известный в мировой практике способ добиться эффекта в этой сфере – когда власть, в союзе гражданскими структурами, вкладывается сама и заставляет вкладываться компании и муниципалитеты. Переходить на экологичные технологии, сажать новые леса и парки, собирать и перерабатывать мусор, очищать воду и воздух, начиная со школы приучать граждан к ответственному отношению к среде.

Главное условие: государство для этого должно быть сильным. Если оно будет слабым, ни бизнес, ни муниципалитеты, ни граждане не будут сами заниматься этой муторной, затратной и неблагодарной работой. Терять годы, если не десятилетия на то, чтобы какая-либо «новая власть», решив свои срочные вопросы, окрепла достаточно для таких задач – непозволительная роскошь.

Перед выбором

Будущее уже на пороге. Россия и мир в ближайшие годы сильно изменятся – в любом случае, безотносительно к тому, каким будет итог президентских выборов 4 марта. Глупо рассчитывать, что всё останется как есть. Но мы можем влиять на то, как именно всё изменится. Не только на то, кто будет следующим президентом – но и на то, каким он будет. В этом – преимущество демократии: власть будет такой, какой мы сами захотим её видеть.

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.