Новое

Из машины настоящего времени

Небольшой отрывок из учебника новейшей социальной истории России.

В середине 2000-х годов бурный рост цифровых и коммуникационных технологий привел к быстрому росту особой социальной прослойки — людей, обладающих повышенной склонностью к самовыражению и самопрезентации. Какой-то процент таких людей в обществе есть всегда, но впервые они оказались объединены в коммуникативную сеть и оснащены мощными инструментами для реализации своей потребности к информационному эксгибиционизму. Блоги, затем блоговые сервисы, потом социальные сети и, наконец, микроблоги постепенно приучали их к практически круглосуточной самопрезентации онлайн.

Группа гуманитарных технологов, изучив опыт т.н. «цветных революций» в странах Восточной Европы с точки зрения «социологии вопроса», пришли к выводу, что именно она, эта прослойка, может стать опорной при запуске нового передела власти. Начиная с какого-то момента, ее стали осознанно к этому готовить: прикрутили самоназвание («хипстеры»), создавали стиль жизни, мифологию, ценностную базу, круг чтения и т.п., буквально по Шютцу-Гофману превратив «воображаемое сообщество» в «проектируемое сообщество». Дополнительным мощным катализатором этого проекта стало появление на арене «хипстера №1» — президента РФ Дмитрия Медведева.

Развязка наступила в ходе выборной кампании осени-2011 — весны-2012. В тот момент, когда в результате «рокировки в тандеме» эта среда (уже осознавшая себя к тому моменту основным идейно-стилистическим «трендсеттером» в российском обществе) оказалась лишенной репрезентации на уровне высшей власти, а после выборов в Госдуму — и на уровне партийной политики, она стала мотором протеста.

Однако технология протеста оказалась единственной известной им вообще технологией — т.е. все той же самопрезентацией. Главным действием — публичный coming out на площади. Главным (и, по сути, единственным) лозунгом стало «вы нас даже не представляете («скрипт» любого персонального профайла в любой соцсети). Главной претензией к «режиму» — «непрозрачность» (частный случай которой — коррупция, другой частный случай — жульничество на выборах, третий — несвобода СМИ), т.е. то, что она, эта власть, не владеет искусством самопрезентации в той (читай — должной) мере, в которой им владеют они сами. Главной иконой — гринмейлер Навальный, рассказывающий в блогах о крупных компаниях то, что они сами не захотели о себе рассказать.

Иными словами, весь их политический месседж сводился только и исключительно к теме самопрезентации — ее способов, количества, качества и т.д. Ни один другой вопрос в их агенде так и не появился, и они явно не умели и не хотели говорить ни на одну другую тему, кроме этой.

Именно в этот момент они потеряли шансы увести у власти лояльное большинство. Проблема самопрезентации, в принципе, заботит каждого человека, но далеко не каждый готов поставить ее на первое место в списке приоритетов. У большинства страны оказались другие, более насущные проблемы. Ставка провалилась. Среда из мейнстримной постепенно начала превращаться в винтажную, в набор «героев вчерашних дней», все более погрязая во внутренних конфликтах лидеров и теряя политическое значение. На авансцену вышли другие группы и другие вожди, быстро освоившие нехитрое умение «рассекать в эфире» и троллить в твиттере.

Версия о том, что именно эта группа будет способна бросить вызов сложившемуся порядку вещей, не подтвердилась. Но вопрос о том, какая же группа на это все-таки окажется способна, сейчас или в ближайшем будущем — по-прежнему остался требующим ответа.

И тогда время начало искать других героев.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма