Главная / Основной блог / Образование / Университет миллионов

Университет миллионов

Селигер, по ощущениям, как-то забуксовал в последние два-три года. То, что исчезла политическая составляющая — точнее, сократилась до всего одной смены, и ту в этом году будет делать оппозиционный блогер Терновский (?), вроде бы благо — на форум поехали молодые предприниматели, инженеры, иностранная мОлодежь в количестве, художники-артисты, гражданские активисты и т.д. Но у чисто «политического» лагеря был свой драйв и своя амбиция, и «злые нашисты», которые «учат кричалки» и «насаживают головы на колья», были по крайней мере из тех, что заряжен и чего-то хочет, а не просто едет в лесок потусоваться. По моим ощущениям, формат нуждается в апгрейде, и совсем не в ту сторону, в которую он сейчас пошел.

Я сейчас «подсел» на TED.com — каждый день смотрю минимум одну-две из тамошних лекций. А тут еще в одном из недавних нью-оркеров была интересная подборка про внутриамериканскую дискуссию о путях развития высшего образования. И до кучи сообщили, что ректор Стенфорда Хенесси взял в этом году длительный отпуск специально для того, чтобы думать на досуге про концепцию развития системы дистанционного обучения на стенфордской базе (итог неудачной попытки «клонировать» Стенфорд в Нью-Йорке). Судя по всему, идея дистанционного обучения потихоньку становится мейнстримом (There’s a tsunami coming (c) Хенесси), и когда она до нас докатится — вопрос времени.

А у нас теперь каждый второй губернатор считает своим долгом сделать эдакий мини-селигер у себя в регионе. Но вопрос «кто учит» и «чему учит» актуален даже для «большого» Селигера — по-настоящему звездный состав экспертов и лекторов собрать не очень-то удается. А в «местных» лагерях и преподавательский состав тоже насквозь «местный» везде получается. Так и что толку студенту сидеть в лесу в палатке, если лекции в лагере читают те же и такие же, что и в обычное учебное время? Фишка-то в чем? Я тут был пару недель назад в Мордовии, в лагере Инерка — и самым трудным в коммуникации контингентом оказались неожиданно как раз преподаватели (у меня был для них мастер-класс): ты им про современные концепции образования, а они тебе — «а когда нам, граждане начальники, зарплату подымут?» Озлобленные, часто довольно дремучие, ориентированные на выживание и мелкую подхалтурку ремесленники — не все, но как бы не большинство. Если у человека сознание лузера, кого он может научить? Только таких же лузеров?

Я думаю, что именно лекционную составляющую вполне уместно чем дальше, тем больше выводить в дистанционку. Если б на том же Селигере было хотя бы пять-семь лекций тедовских преподавателей по видеомосту, это был бы совсем другой эффект. Не ролик, именно лайф — чтобы можно было задавать вопросы из зала, чтобы был визуальный контакт с аудиторией. Больше пяти не нужно — все-таки перевод крадет много смысла. Но и у нас в России много тех, кто по объективным причинам не может приехать на Селигер или Машук, но чьи лекции могли бы «сделать» содержание программы, задать им радикально другое измерение.

Вообще, современная лекция без графики и видеоматериала — это непонятно что такое. В нынешней визуальной культуре звук как таковой это почти всегда фон, жужжание, «музыка из наушников». Зрение — основной, самый важный канал восприятия информации; и его задействование тут же дает иное качество восприятия информации, даже если человек просто рисует квадратики и стрелочки на флипчарте. Если же лекция снабжена хорошим иллюстративным материалом, процент «включенных» в аудитории повышается едва не в разы — говорю это на опыте полутора десятков лет публичных выступлений перед самыми разными аудиториями. В «Старлайте», где я это сейчас сижу пишу, и то висят экраны, на которых крутится из года в год одна и та же подборка роликов — и нет-нет да взглянешь в ту сторону. Да, как ни грустно это признать, современное образование все больше движется в сторону edutainment’а, надо смириться с этим фактом и перестать изображать из себя аристотелей и янов амосов коменских.

Короче, технологический апгрейд образовательной машины — не только «лагерей», роль которых по сути пилотная, а и всей огромной системы высшей школы — вопрос уже даже не будущего, а самого ближайшего настоящего. Если б я сегодня строил университет, то с самого начала делал его на визуальных и дистанционных технологиях. Так, чтобы на долю собственно «кампуса» осталась углубленная работа с уже полученным содержанием, семинарско-проектная, та, где нужна самостоятельная работа под руководством опытного ментора, которое, конечно, дистанционным быть уже не может. А «трансляционную» составляющую — делать так, чтобы физические расстояния перестали быть сдерживающим фактором. В конце концов, у нас слишком мало по-настоящему классных учителей, специалистов, ученых, которые могут давать материал «на уровне»; и никакого «быстрого» способа решить эту проблему, кроме развития дистанционных средств обучения, я не вижу.

Будь я Сурковым в его нынешней ипостаси, или хотя бы Ливановым, не говоря — Белоконевым ;), я б задумался об этом. Если и учиться чему у того же Стенфорда, то методам не в меньшей степени, чем содержанию как таковому.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма