Новое

Самая высшая школа

Добиваю чтение диссертации стенфордской барышни Кунс про реформу образования в России. Ее основной тезис о бесплатном образовании как специфическом механизме легитимации авторитарного режима в глазах собственного населения (а с принятием болонского стандарта — и в глазах международного сообщества), конечно, забойный. Но чем дальше читаю, тем больше понимаю, что написала пиэйчди Кунс не про то.

Потому что у меня стоит перед глазами светлый образ министра Ливанова, экс-ректора МИСиСа, известного своими воззрениями по части того, что учить в вузе надо профессии, а не всякой там философии. То есть ровно то, в чем бывший ректор Стенфорда Каспер обвиняет своего преемника Хенесси. Казалось бы, что нам их споры? Но это — старые советские грабли. Построив лучшую в мире систему подготовки инженерных и естественнонаучных специалистов, СССР умудрился с треском просрать идеологическую войну, хотя и имел в ней, если уж разбираться, с самого начала неслабую фору; и все эти наши гениальные ракетчики и физики вместе с миллионами негениальных отправились на дачи сажать картошку, чтоб как-то прокормиться — если не сумели уехать «туда». Американцы же с англичанами и французами, напротив, сумели изваять мощнейшую в мире гуманитарную машину, которая даже и сейчас не имеет равных: все попытки последних десяти лет воевать с «цветными революциями» на идеологическом (а не полицейском) поле пока являются атаками доблестной польской кавалерии на танки Гудериана.

Собственно, когда Сурков с компанией произносят замогильными голосами мантры типа «конкурентоспособность», «эффективность», «экономика знаний» и прочие инновации-инвестиции-инфраструктуры, они также кажут себя зомбаками чужих колдунов, не более того. Чуваки, вам создали правила, вы по ним играете, забыв, что в футболе выигрывает не команда-победитель, а хозяин стадиона, потому что его выигрыш — не гравированный металлический сосуд сомнительной эргономики, а кассовый сбор. Все эти инноваторы-энтерпренеры не более чем группа дрессированных белочек в колесах финансового капитала, и даже покойный Джобс с его пятью миллиардами — конченный нищеброд по сравнению с реальными пацанами с Уолл-стрит; но суть даже не в этом. Настоящий бенефит и настоящая игра может быть только там, где ставится вопрос об основаниях миропорядка, а не о том, как бы изобрести и продать еще один мегаутюг с вертикальным взлетом. А для таких войн нужны жрецы, а не инженеры. Пиэйчди.

Даже тот же Стенфорд, кроме всех этих силиконовых ботаников-миллиардеров, породил еще, на секундочку, Кондолизу Райс. Я уж молчу про Гарвард, Йель или лондонскую HSE — не надо обманываться специализацией «юрист» в дипломе Барака Обамы: это «юрист» совсем в другом смысле, чем «тоже юрист» Медведев. Чтоб понять разницу, достаточно глянуть в Ютубе древнее видео спича Обамы-студента на университетском митинге в защиту чернокожих преподов. Эти ребята, включая даже привезенного к нам в ящике с апельсинами (и тут же нашедшего общий язык с местными «крокодилами добра») «посла» Макфолла — в первую очередь политические комиссары и идеологические «дискурсмонгеры»(с)Пелевин, и лишь в любую другую — «эффективные управленцы» и т.п.

Заведение уважаемого Ярослава Ивановича Кузьминова называется «Высшая Школа Экономики». Слово «экономика» в данном случае шифрованный пароль, вроде древнехристианской «рыбы», которым пользуется для самоидентификации господствующая церковь. Именно там, по переводам с западных учебников, готовят ее пресвитеров и диаконов, упаковывая мозги в шаблон, откалиброванный по какому-нибудь среднеарифметическому Гуриеву-Цывинскому. Но это лишь бурса, не семинария — высшее духовенство по-прежнему должно рукополагаться в помянутых уже тут митрополиях. Самое смешное, что схема духовной колонизации насквозь марксистская: экономическое развитие — самоцель, условия его предзаданы, и миссия политического класса сводится к форматированию политических институтов под заранее прописанные институциональные стандарты. А кто будет дергаться — того объявим «авторитарным диктатором» и засунем в жопу граненый черенок «лопаты Каддафи».

Пафос этого моего многобуквенного крика души — в том, что, КМПВ, «реформа образования» начнется в первую очередь с создания собственной полноценной философской школы. Готовящей именно философов, даже если у них в дипломе написано «архитектор» (как у Вячеслава Глазычева или Мохамеда Атты), «юрист» (как у Барака Обамы или Мохандаса Ганди), «врач» (как у Че Гевары), «богослов» (как у Ахмад-Хаджи Кадырова) или даже вообще ничего, как у Стива Джобса.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма