Новое

Деклассированных элементов первый ряд

Ужас Кеннеди, увидевшего по телевизору выступление Никсона и воскликнувшего «This guy has no class!» (прочитал про это в книжке у Фассела), побудил меня пересмотреть телевыступления молодого Никсона, чтобы понять, что JFK имел в виду. В итоге я наткнулся на совершенно удивительный образчик политического выступления — т.н. «Checkers Speech».

http://www.youtube.com/watch?v=S4UEv_jjPL0

1952 год. Молодой сенатор Никсон идет в вице-президенты в связке с Эйзенхауэром. Громит демократическую администрацию Трумена за коррупцию и коммунизм. Пресса обвиняет его в том, что он берет деньги от доброхотов на свою политическую деятельность (в то время это еще не был зарегулированный законом процесс). В ответ Никсон едет в родную Калифорнию, выкупает час времени в телеэфире (это 1952, телевизор еще только-только начинает опережать радио по аудитории), и произносит часовую речь о том, сколько он по жизни заработал, чем владеет, кому что должен и требует того же от оппонентов. Полный финансовый стриптиз. Показывающий, среди прочего, что тогдашний сенатор Никсон в самом деле беден, как церковная мышь. И очень понятным становится восклицание Кеннеди — этот парень, действительно, вообще вне классовой иерархии: в нем есть черты и от «прола», и от «миддла», и от американской элиты, но ни одна не доминирует. И потому подспудно на эмоциональном уровне возникает ощущение какой-то глобальной фальши, разводки. То, что двадцать с лишним лет спустя уже крещендо звучит в Уотергейте, и что так точно удалось передать в фильме «Фрост против Никсона».

Речь называется «Checkers» по имени их собаки — единственный подарок, который Никсон в речи признал за собой.

Забавно, что в поисках источника цитаты Кеннеди в американском интернете я напоролся на блогерский крик души по поводу того, как Обама обращается с мебелью в Белом Доме (там же прилагается фотоподборка).

Блогер восклицает: Resolute Desk — это же подарок нашему президенту от Королевы Виктории! Наш президент — человек, не умеющий дорожить ценными вещами! И — в финале этого вопля ужаса и возмущения — «THIS GUY HAS NO CLASS!»

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма