Новое

Money

Прочитал в Нью-Оркере грустную статью про взаимный misunderstanding Обамы и денег. Пожалел Обаму. Наш человек, хоть и чорный.

По-настоящему ведь круто бывает только когда ты делаешь то, что тебя прет (сорри за exaggerated простоту формулировок) — а оно к тому же еще и деньги приносит. Если то, что тебя прет, приносит не просто деньги, а большие деньги — это значит, ты попал в резонанс с огромной толпой людей, которых от того, что ты делаешь, тоже прет. Деньги — это их тебе такое спасибо. Как перевернутая шляпа уличного певца.

Это, конечно, узкая и недостаточная модель. Скажем, она вообще не описывает ситуацию, когда ты, например, монопольно сидишь на каком-нибудь потоке — и люди дают тебе деньги не потому, что их прет, а потому, что им деваться некуда. А прет тебя в этой ситуации потому, что ты такую толпу раком поставил. Но это надо такой специальной гнидой быть, типа русских siloviki. Я не про гнид. Я про людей типа Рэя Крока. Ну или Джобса, да — хотя его-то поминать скоро будет совсем уже пошлостью. И все же.

С Джобсом ясно — умерев, он стал ветхозаветным богом хипстериата, и в то же время — мостом из 1960-х в наше время. Дети цветов с их бунтом и их поисками. С Кроком много напряжнее: человек, до 52-х лет продававший миксеры с рук в американской глубинке, он вошел в резонанс с такими же простыми, как он сам — его «Макдональдс» это рай любого пролетария, хоть американского, хоть советского: я еще помню ту страшную очередь на Тверской в 1990-м, длиннее, чем к поясу Богородицы.

А вот Обама — сноб и брезгливый аристократ. Да, в 2008-м его фандрайзеры уделали всех посредством сетевого crowdsourcing’а — но то был в куда большей степени технологический, чем эмоциональный резонанс с аудиторией. Сейчас же, когда он всухую проигрывает фандрайзинговую кампанию этому мудаковатому зануде Ромни, понятно, что в машинке что-то сломалось.

А деньги против Обамы восстали большие. По некоторым оценкам, республиканская кампания может стоить в общей сложности до 1,2 млрд долларов. Учитесь, сурковы-володины — как бы говорит Карл Роув. И да — эти деньги не от миллионов тружеников по 5 баксов с носа, а от нескольких сотен хозяев жизни с Уолл-стрит — с суммами от полумиллиона. Отношение помянутой тусовочки к нынешнему Белому Дому, согласно той же статье, выражается фразой, которую на русский точнее всего будет перевести как «да они охуели!»

Даром что в 2008-м именно их и спасали антикризисными траншами из госбюджета.

Но вот так поссориться с деньгами — это надо уметь. И ведь одно дело, когда они тебя просто не любят — ну, утекают, не успев притечь, и сидишь нищебродом. А совсем другая история — когда они вот так вот на тебя восстают. И ты, вроде такой из себя крутой, на самом престижном в мире государственном посту, против них — тля, по большому-то счету. Одна надежда, как всегда, на мозги и фишечки — но ведь и Роув с пацанами, как известно, не пальцем деланные.

Я бы не хотел как Крок — петь «happy birthday» с пролами из глубинки. Да и как Джобс бы не хотел — хипстер, на самом-то деле, тоже существо примитивное и в чем-то главном вторичное, сливаться с ним в симфонию — спасибо, лучше пешком постою. А наоборот, диссонанс вместо резонанса, вот так вот повоевать с Деньгами — о, вот это было бы круто. Короче, завидую Обаме.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма