Главная / Основной блог / «За ту сторону»-2

«За ту сторону»-2

У Чириковой был шанс — и ее итоговый результат тому порукой. Дело в том, что Химки — клубок многолетних, застарелых управленческих ошибок, помноженных на глупую жадность власть предержащих. Про транспортную тему я раньше писал подробно, не буду повторяться. Но она в какой-то мере лишь частный аспект совершенно безумной градостроительной политики. Жилая застройка в расчете на быструю прибыль, то, что в прошлые годы называлось «шанхаизация» (ха, посмотрели б тогда на нынешний Шанхай!) с полным пренебрежением даже весьма скромными советскими нормативами качества жизни создала крайне «нездоровую» во всех отношениях городскую среду. Я не завидую Шахову — проблем ему разгребать теперь на многие годы вперед.

Что нужно было сделать? Самое главное — перенести акцент в выборных дискуссиях на содержание и выиграть на этом поле. Наиболее уязвимое место кандидата Шахова — оно же и самое сильное: поддержка со стороны губернатора Мособласти Шойгу. Это диктовало «оборонительную» кампанию в духе единства управленческой вертикали — город-область-центр. Но вся штука в том, что Химки по факту никакая не «область». Это часть гигантской московской агломерации, выполняющая функции «спального города» при Москве. Как минимум, это отражается на бюджете: огромный процент работающих в Москве жителей Химок означает, что и налоги они платят тоже в Москве. А НДФЛ, как известно — один из двух главных источников налоговых поступлений в муниципальный бюджет. В итоге получается, что работающие в Москве химчане платят за благоустройство Тушина и Зюзина, а за благоустройство их собственного двора платит тот самый Пушкин. И никакое «развитие» Химок невозможно планировать вдолгую без исправления такого рода перекосов — коих вагон и маленькая тележка.

Далее. Собственно градостроительная проблематика. Запретить уплотняющую (и вообще любую новую) застройку — это всего лишь загнать проблему вглубь. Решением было бы зонирование территории — здесь зеленая зона, здесь общественные пространства, здесь торговля, а здесь жилая застройка определенной этажности. Но такое зонирование опять же не может ограничиваться административной территорией МО Химки — так или иначе, его придется делать вместе с прилегающими территориями (в основном относящимися к Москве). Если политизировать этот тезис, он будет звучать так: «до тех пор, пока Химки развиваются отдельно от Москвы, тут будет воронья слободка с мэром Стрельченко, даже если его фамилия будет Шахов». Проблема Химок — часть большой проблемы, возникшей тогда, когда Москва и Питер получили статус субъекта федерации, и области — Московская и Ленинградская — превратились в картографический «бублик» с дыркой посредине. И никаких механизмов согласования стратегий развития города с областью выработано так и не было. А по факту его основным двигателем стала рыночная «невидимая рука», имеющая у нас все характерные признаки «волосатой лапы».

Тема экологии, если ее правильно увидеть и разыграть, тоже могла «выстрелить». Парадокс с Химлесом в том, что большинство химчан считают, что вторая дорога — нужна. Но и лес — нужен. Не обязательно этот: проблема Химок в крайней скученности, перенаселенности, необустроенности жизненного пространства как такового, и борьба за лес — на самом деле скрытый запрос в обустройстве «ближней» среды за порогом квартиры, того междомового пространства, которое сейчас заставлено частными авто, теснящимися в узких проездах. Стрельченко, надо отдать ему должное, сделал не так уж мало по этой части — в городе есть и парки, и бульвары, и другие места отдыха — но количество частных автомобилей на душу населения вкупе с неразумной застройкой свело эти усилия практически к нулю. Нужны были проекты, идеи — что сделать в городе. Их предъявлено не было.

ЖКХ, при грамотном употреблении, тоже могло стать коньком. Например, то, что пол-Химок снабжаются теплом от одной московской ТЭЦ (закупая тепло по довольно высоким ценам), и сечения идущей трубы явно недостаточно уже сейчас — головная боль для городских властей, еще одно последствие неразумной застройки. Можно было бы поднапрячься и разработать под выборы полноценную программу энергосбережения, с привлечением специалистов, заинтересованных фирм, жителей. Тепло — такой вид ресурса, который выгоднее всего производить как можно ближе к месту потребления, т.к.потери при транспортировке наиболее велики. Кроме того, расходуется оно крайне нерационально — тонкостенные панельные дома, плохие стеклопакеты, подъездные двери и т.д. Местные власти, связанные договоренностями, отношениями, формальностями, имеют много меньше степеней свободы в этой теме.

Точно так же «выпали» еще ряд тем — парковки, поликлиники, торговля, безопасность. В детали не буду углубляться. Скажу только, что когда даже по транспортной — теме №1 — в программе кандидата Чириковой можно прочитать фразу «Прокладка маршрута трассы по наиболее эффективному маршруту» — становится ясно, что доверять этим никудыкам город можно только в помрачении рассудка.

Это если по содержанию.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма