Главная / Основной блог / Про мечеть в Грозном

Про мечеть в Грозном

Будучи в Грозном, я часа два бродил вокруг новой мечети, пытаясь для себя понять, почему она мне так странно близка. Потом понял — отчасти Виктор Осипов объяснил. Грозненская мечеть построена в традициях Синана, который, в свою очередь, вдохновлялся византийскими образцами — в первую очередь, Святой Софией Константинопольской. Признавая ее символическое значение, мы тем самым апеллируем к византийскому первоисточнику российской государственности. Вообще, на Кавказе много Византии — храмы в Ингушетии, в КЧР — самые старые христианские сооружения на постсоветской территории, старше киевских, новгородских, не говоря уже о.

Коломенский кремль, в свою очередь, построен при участии итальянских мастеров по их чертежам. И не каких-нибудь, а учеников Филарете, cream of the cream ренессансной архитектуры. Как и Московский, Казанский… собственно, в данном смысле под коломенским кремлем имелся в виду «кремль вообще», с маленькой буквы, то есть безотносительно к цитадели на Боровицком холме, более ассоциирующейся с «местом власти», чем с памятником.

И в этом смысле вполне закономерно, что наш, какой ни есть, Третий Рим поднял на щит символы-намеки на Первый и на Второй. Забавно, что этот, с культурной точки зрения более чем закономерный итог стал результатом странной свистопляски с СМС-голосованиями, накрутками и еще какой-то попсовой войной фанатских команд, в которой я не хотел участвовать совсем, так как болел за обе, но против борьбы как таковой.

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.