Главная / Основной блог / Сегодня имел глубокую беседу со специалистом по рынку хлеба

Сегодня имел глубокую беседу со специалистом по рынку хлеба

Несколько новых для меня фактов.

1. Чем выше доход, тем меньше доля потребления хлеба в рационе, и наоборот. Хлеб в России — еда бедных.

2. Основным отличием советской модели от европейской всегда были размеры пекарен — в Европе одна пекарня на 1000 чел, у нас — на 20000 чел. Соответственно, предполагалось, что рано или поздно мы придем к европейской размерности. Но этого не происходит — никакого бума мини-пекарен и булочных (за исключением всесокрушающей Тандырной Печи) не случилось. Наоборот, скорее идет укрупнение и стагнация. Основная причина — крупные ритейлерские сети, которые заточены на крупных же поставщиков. Хлебозаводы, у которых не получается сбывать свой хлеб в торговые сети, провисают, многие закрываются. А у ритейлеров хлеба в основном продается мало и он там плохой.

3. Народная мифология про то, что качество продаваемого хлеба с советских времен год от года ухудшается, увы, соответствует действительности. То, что в нижнем ценовом сегменте сегодня выглядит как батон и продается как батон, есть, скорее всего, в большинстве случаев уже нельзя.

4. Цена на «народные» виды хлеба у нас регулируется политически — в отличие от цен на муку и все остальное. Поэтому, если не химичить, дело это невыгодное, часто убыточное — за исключением премиум-сегмента, где в последние годы и обитают профильные сети — Хлеб и Ко, «братья караваевы» и т.п.

5. Покупать в «ашанах» и «пятерочках» хлеб, выпеченный на советских хлебозаводах, трудно еще и потому, что там затариваются едой на много дней вперед, а хлеб, вообще-то, черствеет. Малые, приближенные к потребителю пекарни-булочные в этом смысле имеют некие шансы. Для нас-потребителей это единственная (гипотетическая пока) возможность ежедневно иметь на столе недорогой, качественный и свежий хлеб.

6. В принципе за какие-нибудь 400-500 тыр вполне реально организовать мини-пекарню на сорока квадратах — в зоне шаговой доступности, на первом этаже. И это даже будет окупаться. Еще живы каким-то образом российские производители оборудования, которые продают его в два-три раза дешевле, чем «италия, сделанная в китае». Но пойти на такой подвиг желающих находится исчезающе мало.

Почему мне все это было так интересно? Услышав от начальников очередную порцию заклинаний про поддержку малого бизнеса, я решил провести собственное мини-расследование на эту тему. Этот разговор — в его первых результатах. Я пока не полез в то, где и так все топчутся — налоги, стоимость кредита, административные барьеры, сертификация, лицензирование и прочий потребнадзор. Я решил тупо изучить состояние наиболее массовых в мировой практике машинок «малого бизнеса», соразмерных людям. Без утюгов с вертикальным взлетом и прочих наноинноваций. Все то, чем могли бы заниматься миллионы, а пользоваться — десятки миллионов. Но при этом производящее, а не только продающее. Ну и хлеб логично оказался первым номером.

Короче, промежуточный вывод такой: с тз экономики, спроса, ситуации на рынке — есть оно, место у небольшой пекарни-булочной в первых этажах спальных многоэтажек. И она там нужна, уместна, потому что хлеб у нас на нынешнем рынке сейчас есть двух видов: 1) дорогой и не очень качественный, 2) дешевый и очень некачественный.

Но ее там нет. По целому комплексу внерыночных причин, большинство из которых товарищи начальники даже не пытаются трогать. Ну и в ближайшие годы не будет.

Чуть было не сказал «пока власть не сменится». Не в этом дело, разумеется. И уж точно смена смене рознь.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма