Главная / Основной блог / Люди и нелюди

Люди и нелюди

Дню рождения Дмитрий Ольшанский посвящается

Есть две реальности: в одной живут люди, в другой существуют нелюди (тн «экономические субъекты»).

В первой дарвинизм был по-крупному побежден еще на самой заре человечества, когда милосердные кроманьонцы, в отличие от рациональных неандертальцев, взяли на вооружение странную идею кормить потерявших трудоспособность стариков (а не убивать и съедать их, как велит богиня Эффективность и её неандертальские адепты). Что привело к неожиданному эффекту: в кроманьонских стадосемьях возникло сообщество носителей и трансляторов опыта предыдущих поколений, и как следствие — прогресс (он же традиция; тогда еще это было единым целым). Ну и в итоге победа неэффективной версии человечества над эффективной, вопреки тн «законам природы». С тех пор дарвинизм ещё неоднократно поднимал голову, но всякий раз его отправляли обратно к неандертальцам как некую заведомую маргиналию.

Во второй дарвинизм, напротив, торжествует и является генеральной линией партии. Экономисты описывают рынок как дикий лес, где волки зайчика грызут, что есть мудро, справедливо и эффективно — конкуренция там, развитие и прочие инновации (зубы, когти и прочие клювокрылья). Ну и, в общем, примерно так оно там и работает: зазевался и опа — съели тебя, под аплодисменты ловкому хищнику.

Социализм — картина мира, в которой отправной точкой является реальность номер один. Рыночный либерализм — картина номер два. Диалектика левых и правых в политическом спектре сводится этому базовому различию: от какой из печек кто пляшет.

Самый Адъ и Израиль начинается там, где эти две плоскости почему-нибудь соприкасаются: «сдохни, неэффективная старушка». Или, с другой стороны, «день твой последний приходит, буржуй». Оба высказывания — вербальная фиксация точки прорыва одного из миров в другой.

Судьба неандертальцев — свидетельство тому, что мир #1 не может жить по законам мира #2. Судьба СССР — тому, что мир #2 не может жить по законам мира #1.

Точка, где оба мира встречаются, называется «государство». Оно — сложная «гальваническая связка» между ними двумя, перераспределяющий ресурсы посредник и одновременно мембрана.

Собственно, только под этим углом становится понятно, что именно сторожит пресловутый Ночной Сторож.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма