Главная / Основной блог / Собачья свадьба

Собачья свадьба

Просмотрел задним числом подборку материалов по поводу расследования Навального о шуваловских собаках.

Я никогда не уважал Шувалова. Однажды пообщавшись с ним лет 10 назад, заключил для себя, что человек он неумный и ограниченный. И богатство как-то мало к этому прибавляет: как многие советские люди, я до сих пор живу по принципу «если ты такой богатый, покажи свои мозги».

Не менее презрительно я отношусь и к нынешней манере Навального – работе на какой-то гнилой нищебродский инстинкт своей паствы, бесконечная рубрика «их нравы» заштатной советской пропагандистской газетенки. «А нам того, на водку не хватает» — Высоцкий еще сорок лет назад высказался исчерпывающе.

Но есть один момент. Мы ведь именем потребительских ценностей в свое время опрокидывали СССР – вместо коммунистического рая в отдаленном будущем предпочтя рай потребительский здесь и сейчас. Соответственно, вся социальная иерархия у нас с тех пор так или иначе строится по Бодрийяру: это иерархия демонстративно-ритуального потребления. Тут было накинулись на «автопробег гелендвагенов», а ведь ребятки в простоте своей всего лишь воспроизвели то, что видят во внешней среде: ярмарка понтов, где требуется непрерывная демонстрация крутизны через атрибуты – тачки-часы-одежду-телок. И чо, а почему нельзя, э?

В южной Индии есть такие племена, где еда – дело глубоко интимное, и делать это надо так, чтоб никто не видел, втайне. А вот гадить, напротив, можно вполне публично. Бодрийяровская система – как раз на этом же принципе устроена: глянцевые журналы демонстрируют дамскую эстетику потребления, принципиально вынося в табуированную зону вопрос о том, а на какие шиши, собственно, телочки шикуют? Поэтому тот же Навальный и выглядит подростком, ведущим непрерывную трансляцию из щели в двери женского туалета.

Ну а моральные вопросы тоже как-то неоднозначно выглядят. Что, продавать лохам бутылки разбавленной сахаром и красителем воды, в результате потребления которой они потом массово лечатся от диабета (какая-нибудь кока-пепси-кола) – это более почетный способ вымутить себе джет для собаченек, чем один раз взять бабла за «порешать вопрос»? Еще неизвестно, от кого в результате больше человечеству вреда – от суррогатчиков масс-маркета или от пильщиков-решал.

Это я не к тому, чтоб защитить долбодятла-чиновника от долбодятла-блогера, пусть сами друг с другом разбираются. А к тому, что до тех пор, пока мы каким-то образом не вернемся к приоритету системы оценки «если ты такой богатый – покажи свои мозги», нам так и будет их трахать эта сладкая парочка: первый – демонстративным потреблением, а второй – его навязчивой рекламой в форме показывания пальцем.

Мозги, мозги покажи.

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.