Главная / Госуправление / Про Володина и риски пенсионной системы

Про Володина и риски пенсионной системы

Посмотрев на всю сегодняшнюю шумиху по поводу заявлений Володина в Саратове о риске коллапса государственной пенсионной системы, взял в руки Эксель и стал считать.

Сначала взял данные с сайта ПФР по динамике пенсионных отчислений и расходов на страховую пенсию. Вчерне цифры такие: в 2011-м собирали с граждан в виде пенсионных отчислений порядка 3 триллионов рублей, в 2017 – 4,4 триллиона. В том же 2011-м в виде пенсий и пособий платили чуть менее 5 триллионов, в 2017-м – 8,1. Соответственно, бюджетные субсидии в пенсионный фонд за этот период выросли с 2 до 3,5 триллионов (весь бюджет страны, напоминаю, порядка 17 трлн). Тяжело, но вроде пока некритично. Однако.

Беру статистику у демографов. 2018, 2019 и далее – годы массового выхода на пенсию послевоенных бэбибумеров – их таких становится пенсионерами в нынешнем и последующих годах до 2 млн человек ежегодно. Соответственно, обязательства перед ними начинают быстро расти: к 2021 году при сохранении существующих параметров расходы ПФР с поправкой на индексации должны вырасти до 10,3 трлн, к 2024 – до 13,4 трлн. Столь значительный рост предполагаемых расходов учитывает не только увеличение числа пенсионеров и индексации пенсий, но и растущие выплаты по материнскому капиталу (при сохранении существующей динамики рождаемости) – а они, как известно, тоже в расходной части ПФР.

В то же самое время доходы ПФР от пенсионных отчислений в ближайшие годы будут стагнировать (из-за уменьшения числа работающих при отсутствии роста зарплат), а потом начнут медленно снижаться – даже при условии достижения роста экономики на 3-4% в год объем ожидаемых пенсионных отчислений все равно плавает около тех же 4 трлн, даже меньше.

Итого дыра в бюджете увеличивается за этот период с нынешних 3,5 до более чем 9 триллионов. В масштабах едва ли не половины нынешнего бюджета страны.

В свете этих цифр сказанное Володиным выглядит не столько рискованным риторическим ходом (как его пытаются представить комментаторы), сколько грозным предупреждением. Система на грани, и если не принимать срочных мер, последствия могут вполне быть именно такими, как было сказано.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.