Главная / Основной блог / О прогрессивной роли единобожия

О прогрессивной роли единобожия

Воскресного утра гонева пост.

Как-то раз я на спор изобрёл доказательство того, что астрология может действительно работать, лежащее целиком в научно-рационалистической позитивистской картине мира. Оно было таким.

«Возьмём для примера знаки зодиака — все эти овны-тельцы-козероги. Там речь о месяце рождения человека. Дальше берутся британские ученые, и исследуют то, как формируется личность в материнской утробе и особенно в первые месяцы после рождения. И как на это влияет длина светового дня в соответствующий период, а также динамика его возрастания или убывания. Ну, там, тот же мелатонин, вырабатывающийся в зависимости от того, темно сейчас или светло. И если предположить, что существуют общие закономерности таких гормональных процессов, то можно признать, что на определенном слое — том самом, который закладывается в младенчестве — можно собрать некую статистику, обобщить ее и типизировать таким образом набор черт характера, получающихся в результате».

Разумеется, для меня все это было не более чем риторическим упражнением. Сам я всю жизнь считаю, что подлинный монотеизм — в твёрдой версии любой из авраамических религий, будь то иудаизм, христианство или ислам — даёт тебе полную свободу от всей этой вавилонской языческой лабуды. Собственно, учение о трансцедентном Боге — это и есть в пределе учение о свободе воли и непредопределенности. Но это именно и только при условии, что монотеизм является твёрдым, а не как у наших полуязычников — будь то христиан, атеистов или агностиков, верящих в русалок, домовых, заботу банка о клиентах и прочую магию.

Тем не менее тот путь, который прошла дохристианская цивилизация, изучая влияние «небес» на нашу земную жизнь, мне всегда был интересен. Целым открытием в какой-то момент стало то, почему в нашей неделе именно семь дней, а не шесть или восемь. Как выяснилось, это еще товарищи шумеры глядели на луну и выделили четыре ее основных фазы — новолуние, рост, полнолуние и убывание, итого ровно 28 дней. И поскольку у них все вообще делилось на четыре (отсюда наши четыре времени года, 24 часа в сутках, четыре стороны света и т.д.), было логично именно это четыре по семь.

Оттуда же, кстати, взялось и слово-понятие шабат — известное нам как суббота. Шумеры считали каждый последний день лунной фазы плохим, днем разгула всяких злых духов, и потому в этот день сидели дома и молились. Это у них — ну, вернее, уже потом у вавилонян — забрали евреи, а оттуда и к нам. Хотя наша нынешняя календарная суббота — как, кстати, и еврейская — уже никакого отношения к луне не имеет. Таки победил солярный календарь.

Трудно отрицать, как сильно влияет на нашу жизнь Солнце и все, что с ним связано — световой день, смена сезонов в году и т.д. Луна тоже влияет изрядно, все эти приливы-отливы, магнитные поля и т.д. Но пытливая мысль древних, изучающая закономерности работы внешних сил, определяющих нашу жизнь, разобравшись с солнцем и луной, дальше пошла изучать более тонкие влияния — планет солнечной системы, далеких звезд и т.д. И, разумеется, за слабостью инструментария неизбежно скатилась в схоластическое изобретательство, которым и стала в итоге та древняя ближневосточная астрология.

Поэтому монотеизм в момент появления действительно стал подлинной «теологией освобождения» и огромным рывком вперед. Оказывается, можно не жить в мире, где все за тебя уже решили звёзды, можно жить и действовать самому и брать ответственность на себя. Если раньше это был трагический путь героев-единиц, то теперь героем может быть каждый.

Разумеется, если хочет. Это все-таки очень тяжелое бремя ответственности. И очень тянет — особенно если ты слаб духом и не чувствуешь, что от тебя так уж много в этой жизни зависит — как-то видеть действие других, внешних сил. Поэтому астрология выжила и пережила пик торжества монотеистической картины мира, дождалась ее ослабления и разрушения, и по-прежнему собирает свою жатву, хоть и теперь уже в качестве маргинальной, экзотической практики.

И еще, что характерно, современная астрология стала очень женским делом. Сегодня это вот буквально воспринимается как классическая бабская заморочь — какой ты знак зодиака, какой гороскоп на неделю/год/жизнь, что там у тебя в натальной карте и т.п. Мужчины к этому относятся больше по принципу «ну и хорошо, что с ней еще и есть о чем поговорить». И честно слушают всю эту лабуду про ретроградный Меркурий и сильный Сатурн в Водолее, делая вид, что им интересно. Да и женщинам вроде как поприкольнее: не то, что просто взяли и поимели, а ну вот так звёзды сошлись, куда ж деваться.

Разумеется, это не обходит и сильных мира сего, у которых кое в чем очень женская психология. Они, даром что сильные, постоянно находятся под воздействием сил, намного превышающих их собственные, и на которые повлиять они особо не могут. И поскольку настоящих твёрдых монотеистов среди нынешней генерации элитариата мало (не путать с упёртым ритуальным обрядоверием в духе какого-нибудь Полтавченко — это тот же языческий магизм, вид сбоку), они становятся очень податливы к «движениям небес» и прочему шаманству. Так, мне на полном серьезе один знакомый объяснял взаимосвязь между хабаровскими митингами и «парадом планет», идущим на фоне «коридора затмения».

Тьфу, ширк, думаю я на великом и могучем арабском языке.

Воскресного утра гонева пост. Как-то раз я на спор изобрёл доказательство того, что астрология может действительно…

Опубликовано Алексеем Чадаевым Воскресенье, 12 июля 2020 г.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма