Из черновиков

Конспективный набросок главы в книжку о модернизации — «власть в поле доверия»

Драма идеи революционного государства: с одной стороны — креативное ядро, с другой — бремя поддержки институтов и статусопорождающая функция. Вечный баланс »якобинцев на троне» и почтенных старцев в разнообразных ритуальных собраниях.

Причина в том, что государство не может быть чисто управляющим, оно ещё и ритуальное. Причём ритуальные функции — тоже обязательная часть госуправления. Коммуникативное, сигнальное поле — поле доверия. Власть возникает в поле доверия, доверие же создаётся всегда ритуалами, бессмысленными с рациональной точки зрения (каков, к примеру, рациональный смысл рукопожатия?), но несyщих гигантскую скрытую роль установления взаимопонимания и согласия, необходимую для любых больших дел, в которых участвует много людей, разных и разделённых многими барьерами — географическими, имущественными, возрастными… В каком-то смысле, вся политическая культура — пространство ритуалов.

Например, одна из важнейших госфункций – праздничный календарь. Также государство — это машина по производству общепризнанных социальных статусов — отсюда награды, премии и т.п. Государство как бы задаёт рамку существующей иерархии социальных статусов, или, точнее, правит естественно существующую и возникающую в социуме. Например, параллельную деньгам.
В этом смысле самые ценные госблага — это такие, которые нельзя купить за деньги. А когда за деньги можно купить всё, или когда в деньги всё можно конвертировать — тогда государства нет. Агрегатное состояние гос-ва — твердое; деньги — жидкость, ликвид. Соотв. каркас государства должен быть устойчив к размытию (ликвидации) и коррозии (коррупции).

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.