Китайская проблема

Недели две назад купил книжицу Рина Кайхо. Сразу, с первого взгляда его подход к го показался стоящим внимания. Собственно, так и оказалось. Чего стоили одни только исторические примеры, которые он приводил для иллюстрации положения в партиях — начиная от знаменитой победы Эпаминонда над спартанцами и заканчивая совершенно неизвестными нам эпизодами из истории войн средневековой Японии. Про Бородино, кстати, тоже был пример. Но не в этом дело.

Рин сделал подборку случаев из различных партий (любительских и профессиональных), когда вдруг стандартный ход партии нарушался увиденной одним из партнёров «золотой возможностью» — и он залезал в это окно, делая на первый взгляд парадоксальные, ошибочные ходы, а в итоге добивался того, чего хотел. То есть на самом деле это целая стратегия — играть, будучи в постоянном поиске окна «золотой возможности» (которое, как правило, открывается ненадолго и нарушается постановкой следующих камней).

Надо сказать, подход этот мне не близок. Можно понять Рина — он китаец, вынужденный «ломать» японцев, чьё превосходство — школа, всякими хитрыми и коварными приёмами. Но следовать этому пути — значит на протяжении партии отдать даже не инициативу, а сам как бы ход партии партнёру, и, аккуратно обороняясь и отстраиваясь, ловить шанс для разящего выпада. Да, так можно удивить сильного соперника. Но так нельзя стать сильнейшим самому!

Го Сэйгэн, учитель Рина, решал свою «китайскую проблему» гораздо более близким лично мне способом. Он подверг фундаментальной рефлексии саму основу игры, застывшую, казалось бы, в незыблемых и неизменных формах — теорию фусэки. Он выигрывал за счёт того, что с самого начала создавал на гобане ситуацию, когда «школьное» мастерство не работает, и тем самым уравнивал шансы. И тогда уже его ловили другие — среди которых оказался, в частности, сам мэйдзин Сюсай в той знаменитой партии, ещё на заре карьеры Го Сэйгэна.

А ещё интереснее решал её Ни Вейпин, только вчера бродивший в хунвейбинских бандах по Китаю, и вдруг отправленный партией и правительством на матч с японскими чемпионами. Он их всех вынес, к их ужасу, и главным образом на одном — на жестокой, напористой и неостановимой борьбе. К которой они, приученные опять же к сбалансированной, осторожной игре, в тот момент оказались не готовы.

В общем, я сформулировал для себя эту «китайскую проблему» — не только в Го, но и почти в любой сфере: как победить других в том, что они делают давно и хорошо? Каждый решает её по-разному. Получается не у всех.

Важно, что сама такая постановка задачи ни одного разу не вызывает сомнения.

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма