От обратного

А ведь искусство — это не столько фотография, сколько зеркало реальности, и зеркальность часто надо понимать в прямом смысле. Искусство удовлетворяет спрос на те эмоции, которых человеку не хватает в жизни — в этом смысле он всегда эскапист.  Именно поэтому если в жизни мало радости, то «песня» должна быть весёлой, а если, наоборот, в жизни больше положительных эмоций, то «песня» должна быть грустной, даже трагической. Отсюда эпохи, когда пели духоподъёмное и зажигательное — это, как правило, страшные эпохи; и наоборот — там, где в искусстве доминирует экзистенциальная катастрофа, в жизни скорее всего была сытость и спокойствие. «Вставай, страна огромная» — это же не когда все «вставали», а когда все бежали, правда ведь? А «смуглянка-молдаванка» — это когда из последних сил тянули лямку войны. И наоборот, трагически-пафосный «День Победы» — это из 70-х, из апогея застоя. Опять же: кино про бандитов и чернуху 90-х мы стали смотреть массово именно сейчас, а не тогда, когда в этом жили.
Короче, «жизнь наоборот» — принцип карнавала, только Бахтин, кажется, даже не догадывался, как широко его на самом деле можно понимать.

Алексей Чадаев

Учредитель и генеральный директор Аналитического Центра «Московский Регион». Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.