Главная / Основной блог / Социальное / Партия / О партийных программах, или политика партнёрства-2

О партийных программах, или политика партнёрства-2

Одна из моих обязанностей как начальника политдепартамента ЦИК ЕР – редактировать программы региональных отделений партии на выборах 10 октября. После того, как через меня прошли программы шести выборных регионов, могу заметить, что это, к сожалению, документы довольно среднего уровня. В основном – смесь преобладающего жанра бюрократического отчёта с небольшими вкраплениями пропагандистской листовки. Читать их трудновато. Возможно, возьмись я сам их писать, у меня получилось бы полегче по языку, но правильная программа – это не только и не столько язык.

Статья в Известиях – результат осмысления и этого недавнего опыта тоже. Я считаю, что тематические разделы партийных программ должны готовить не чиновники и не пиарщики. Их надо отдавать на аутсорсинг в профильные НКО и экспертные центры. Готовить разделы по социалке должны благотворители; по экономике – бизнес-ассоциации; по охране окружающей среды – экологи, и т.д. На партии должна быть только общая координация работы с партнёрами, оформление блоков в единый, внутренне непротиворечивый документ.

Такой метод работы с партийными программами дал бы ещё и тот эффект, что те организации, которые готовили соответствующие разделы программ, могли бы в дальнейшем, после выборов, взять на себя контроль за выполнением данных там обещаний. Тогда программы превратились бы из сугубо агитпроповских документов в реальный прототип гражданского пакта: политическая сила берёт на себя некие обязательства перед избирателями, гарантом которых выступают соответствующие НКО. Не выполнить такие обязательства – значит нарваться на огромные репутационные издержки: и тут уж долг гражданских структур сделать так, чтобы эти издержки для партии были максимальными. С другой стороны, сотрудничество с профильными НКО могло бы поставить заслон оголтелому популизму и невыполнимым обещаниям: люди, ставящие на карту свой личный авторитет, будут писать в программах только то, что действительно возможно воплотить на практике.

Говоря в общем, это всё та же тема мобильности и коммуникативной способности партий. Т.е. необходимости осознать, что на общественно-политическом поле, кроме собственно «власти» и «оппозиции» ещё много кто есть. И с этими «много кем» пора учиться находить общий язык.

Алексей Чадаев

Учредитель и генеральный директор Аналитического Центра «Московский Регион». Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.