Главная / Линки / По поводу сегодняшнего пакета поправок в закон о реновации.

По поводу сегодняшнего пакета поправок в закон о реновации.

На апрельской встрече с политологами Володин обрисовал свою позицию так. То, как реализуется сама программа, как должен измениться город, что сносить и что строить — это зона ответственности региональных и муниципальных властей. Зона ответственности федеральной Думы – защита прав граждан. Закон должен быть изменён таким образом, чтобы максимально защитить права жителей, собственников жилья, исключить возможность произвола и злоупотреблений в их адрес.

Под этим углом и надо рассматривать сегодняшний (думаю, что далеко не последний) пакет поправок, внесённый депутатами всех четырех фракций. Принципиальная новелла – возможность в судебном порядке оспаривать принятые решения по сносу и предложенные варианты переселения/компенсации. Также конкретизированы условия: право выбора равнозначной либо равноценной замены, возможность денежной компенсации, запрет на снос до момента полной готовности квартир под переселение (включая ремонт), ограничения по району проживания (либо смена района только по письменному согласию собственников).

Что теперь важно. Думаю, на нынешнем этапе крайне важно точно прописать саму процедуру голосования – чтобы исключить любые манипуляции волеизъявлением. Защита процедуры в данном случае едва ли не более важна, чем на выборах органов власти, и ее правовой аппарат должен быть соответствующим. Это раз.

Второе. В предложенных поправках уже описаны нюансы отношений, связанных с ипотекой – в случае переселения она автоматически переносится на новое жилье. Однако это, в свою очередь, тоже поднимает ряд вопросов: а если, скажем, обладатель ипотечной квартиры выбрал не равноценное, а равнозначное жильё – как она должна рассчитываться? А если денежную компенсацию? Здесь тоже должны быть идеи и от юристов, и от банковского сообщества, и от общественных активистов, и от депутатов.

Третье. История с реновацией подняла целый пласт проблем с земельной собственностью – даже в Москве очень разные варианты оформления земельных отношений, и этот аспект не урегулирован пока никак. Соответственно, вопрос о том, что происходит с землёй под домами, как меняются отношения собственности – тоже тема для проработки.

Четвёртое. Ситуация с бизнесом, который использует нежилые помещения многоквартирных домов. В принципе, учитывая заявленный масштаб программы, она одна есть достаточный повод для того, чтобы применить к закону процедуру ОРВ (оценки регулирующего воздействия) – запросить у Минэка заключение по поводу того, каковы будут экономические последствия закона, как он отразится на деловом и инвестклимате и т.д. Здесь тоже нужны будут поправки и уточнения.

А в целом диалог по теме приобретает, наконец, понятный формат и субъектность. Городские власти ведут разговор с позиций городского планирования и развития, качества жилого фонда, инфраструктуры и т.д. Дума, в свою очередь, берет на себя миссию защиты прав собственников – таким образом, чтобы реализация этих планов их не нарушала, они были максимально защищены и законом, и правоприменением. Понятно, что это только начало пути, но появляется хоть какая-то ясность.

Ведомости: Жителям пятиэтажек возвращают право на судебную защиту

http://vedomosti.ru/polit…/articles/…/05/18/690516-zhitelyam

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма