Главная / Линки / Запись в фейсбуке от 29 июля 2017 г.

Запись в фейсбуке от 29 июля 2017 г.

Так получилось, что бОльшую часть заканчивающегося сейчас политического цикла — с 2013 по начало 2016 — я занимался темой подготовки и обучения предпринимателей — и в качестве чиновника (возглавляя РЦСМП в 2013-2014), и в качестве руководителя частной образовательной компании (в 2014-2016). В двухлетней давности видеолекции для TedX — https://youtu.be/a47WdujZtak немного рассказал о том, что вынес из этой практики.

Это была хорошая, продуктивная история, но слишком уж камерная. Как сказал мне после Томской программы Андрей Никитин, «ты сделал бутиковый продукт — не факт, что его вообще можно масштабировать». А в моей картине мира только на масштабе это все и имело какой-либо смысл.

Сейчас понимаю, что эти наработки могли бы пригодиться как составная часть любой из предлагаемых ныне стратегий следующего цикла — как программа быстрого наращивания числа рабочих мест, а попутно и восстановления целого ряда отраслей экономики, в первую очередь легпрома. Вот читаю Ремизова в Эксперте http://expert.ru/…/2017/21/strategiya-dlya-stranyi-sistemyi/ — хороший текст, но видно из него, что для Миши, при всем подчеркивании важности этой задачи, она выглядит своего рода теоретической абстракцией, по поводу которой должны давать некие рекомендации экономические стратеги — а я-то понимаю, как это руками можно делать.

И вот задумался. Все эти писатели стратегий — Кудрин, Титов, Глазьев и даже Грызлов — зачем-то предлагают государю универсальные рецепты по улучшению всего и сразу. А зачем так широко? Почему, раз уж необъявленный (как и сама президентская кампания) конкурс стратегий уже идет, не попытаться сделать его более массовым — и в то же время более предметным? Пусть муниципалы предложат план развития малых городов, эксперты по рыбе — план развития своей рыбной отрасли, а, скажем, организаторы науки — план по реформе РАН, и т.д., и т.п. Пусть даже там будет 80% прожектеров — хватит и тех 20%, что предложат что-то дельное.

На месте искателей «образа будущего» я бы так и сделал. Предложил бы стандартный формат для таких программ — не более 500 страниц текста, 100 страниц инфографики, заявленные показатели на старте и на финише, сроки-бюджеты-нормативные акты. Комиссия, которая их принимает к рассмотрению, отбраковывая те, которые стандарту не соответствуют. И гранты творческим коллективам — символические, но просто чтобы люди не зря работали.

Объявил бы дату окончания приема заявок — 31 декабря 2017. Обеспечил бы каждому из творческих коллективов, чья заявка прошла первичный ОТК комиссии, презентацию своей программы на какой-либо из площадок госСМИ — ТАСС, Риа или хотя бы Точка Кипения в АСИ.

И были бы у нас не одни и те же Кудрины-Титовы, а сотня-другая таких программ, но каждая была бы конкретной, отраслевой, с максимальным приближением к предмету управления.

Сам бы тоже с удовольствием поучаствовал в такой истории в качестве рядового заявителя, предложив программу развития предпринимательства на базе наработок АЦМР предыдущих лет.

Глядишь, и не пришлось бы маяться, что президентская кампания де-факто уже идет, а сказать стране мучительно нечего.

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.