Главная / Основной блог / Ссылки / Фейсбук / Запись в фейсбуке от 22 декабря 2017 г.

Запись в фейсбуке от 22 декабря 2017 г.

Фетишем президентской кампании стала тема явки. Опыт учит нас, что когда наша система концентрируется на какой-то одной задаче, она с ней обычно худо-бедно справляется, в каком бы разобранном состоянии ни была. Вопрос в том, чтобы на всех уровнях осознали серьезность проблемы. А она велика, учитывая сочетание нескольких факторов:

1) Впервые в истории президентская кампания не предваряется парламентской, которая ранее традиционно выполняла функцию «разогрева» и «скрытого первого тура»

2) Из-за ЕДГ вместе с президентскими выборами в этот раз не проходит никаких региональных и муниципальных кампаний, которые обычно давали свой синергетический эффект в явке

3) Новая команда АП никогда в своей истории не проводила никаких выборов и не имеет никакого опыта кампаний, кроме кандидатского у некоторых ее членов в седой древности

4) Смена руководства ЕР и начавшаяся после нее реорганизация партии на какое-то время ослабили эту структуру, традиционно бывшую основным локомотивом провластных кампаний

5) Затухание активности ОНФ в последние два года (начиная со старта думской кампании, когда фронт был отодвинут по шкале приоритетов) привело к известной деградации его кадровых и организационных возможностей

6) Новоназначенные губернаторы в каждом пятом регионе и их политические команды часто не имеют достаточных рычагов для управления кампаниями по объективным причинам

7) Готовящаяся реформа полпредств породила ожидания отставок и привела к ослаблению влияния полпредств на территории

😎 Анонсированная смена руководства ведущих телеканалов также не добавила медиаменеджменту рвения проявить себя в ходе президентских выборов.

Список можно продолжать – проблемы есть и в ЦИКе, и в Минобре с Минздравом (традиционно контролировавших кадровое «поле» провластных кампаний – врачи/учителя), и в корпорациях, ранее дававших результат на своих «ведомственных» территориях, далее везде. По факту, ни одна из опорных структур системы не подошла к президентским выборам в оптимальном состоянии.

Наконец, сами избиратели. Рейтинг президента находится сейчас на длинном нисходящем тренде после пиковых значений 2014-2015 годов. Этому есть множество объяснений, но достаточно простого понимания его волновой природы: он всегда колеблется по синусоиде. Его искусственно поддерживали в верхней точке дольше нужного в невыборные годы по внешнеполитическим причинам, но рано или поздно отскок должен был начаться – вот он и начался. А рейтинг влияет не только на результат голосования, но и, в случае референдумной кампании, в первую очередь на явку. Знакомые электоральные социологи прогнозируют реальную явку на уровне 35-40%, что космически далеко не то что от 70, но даже и от простой половины избирателей.

Ладно бы еще был явный враг, которого необходимо обязательно героически победить. Но побеждать некого – потенциальные кандидаты в такие враги успешно победили сами себя в ходе политсезона-2017, и сейчас никак не тянут на реальную угрозу. А в результате людей посулами-пряниками-песнями-плясками будут загонять на участки, причем и загоняющие, и загоняемые будут исходить из того, что все решено уже и без них и давным-давно. А значит, усердствовать особо не будут.

Кризис? Да. Видит ли его уже сейчас Путин? Думаю, нет: у него в более срочном приоритете сегодня внешняя политика, а во внутренней все индикаторы пока сигналят, что все ровно; да и сказанное в общем-то досужие домыслы.

Но я все же верю – точнее знаю – что наша старая ржавая железяка под названием «аппарат» при должной накрячке и не с такими вызовами может справляться. Другое дело, что крячить придется без передышки все три месяца, и, как бы сказать, от души.

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.