Главная / Основной блог / Личное / Профессионал и дилетант

Профессионал и дилетант

Впрочем, одну часть вчерашнего послания до меня таки дошла.

Увидев вчера на сцене ШПТ-шных девочек, декламирующих Пушкина (уже Бог знает какое по счёту их поколение, начиная с середины 50-х), вот что я понял. Ведь в этот же самый момент в Москве шёл финал евровидения. Конкурс пары десятков звёзд и сотен миллионов болельщиков. Квинтэссенция идеи профессионализма.

Цивилизация как бы говорит тебе: не делай того, в чём ты дилетант. Есть специально обученные люди, которые сделают это лучше и качественнее тебя. А всё, что тебе остаётся – это только купить то, что они для тебя сделали.

В одном моём старом тексте был такой кусок:

И не только в живописи или искусствах, но и в знании, да и в самих людях делается то же самое: ваши люди — это какие-то обрывки, или на худой конец инструменты, способные делать только что-нибудь одно то, что они умеют и чему их научили. Ваш сапожник умеет только тачать сапоги, есть, пить и спать, не зная ни философии, ни гимнастики, ни геометрии.

Идея профессионала разделяет наш мир миллионами невидимых барьеров. Линия прилавка в магазине – это линия фронта: продавец – уже существо другой расы. Мент, как только он одевает форму – вообще инопланетянин. О футболе можно рассуждать сколько угодно, но глупо самому даже пытаться играть в него при живых Роналду и Аршавине, если только ты не чокнутый физкультурник. И т.д., и т.п.

Собственно, ведь ШПТ — это ведь именно любительское искусство, «просто люди», которые читают стихи со сцены. Да, их немножко учат, но не превращают в профессиональных чтецов. И вот эта война за моральное право делать культурную работу, оставаясь в этом деле принципиально любителем, дилетантом — одна из важнейших войн нашего времени.

Да, в деле проектирования турбин или мостов непрофессионалом быть нельзя; инженер — это специалист по определению. Но вот в культурной работе как бы и наоборот: в чём-то главном обязательно необходимо оставаться дилетантом, «просто человеком», не уходя в касту специалистов и не строя барьеров этой касты, гильдии и т.д.

Когда-то економизды круга бутрина-кваши-агроскина любили обзывать РЖ периода моего редакторства «Конгрессом дураков»; причём «дурак» ими специально расшифровывался как «не-эксперт». Собственно, я и тогда, и сейчас гордился этим определением. Культуру создавали, создают и будут создавать дураки. Остальным в ней попросту нет места.

Алексей Чадаев

Советник Председателя Государственной Думы РФ, директор Института развития парламентаризма. Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.