Главная / Внешние публикации / День сливного бачка

День сливного бачка

Рейтинг «Единой России» обвалился по заказу её руководителей

Благостные и спокойные межвыборные времена кончились. Началась пиаранойя. Сегодня СМИ сообщили, что «Единая Россия» в течение буквально двух недель января потеряла четырнадцать миллионов потенциальных избирателей – если, конечно, верить данным ВЦИОМ. Рейтинг упал вдвое – с 27 до 14%, и телерадиокомментаторы наперебой ринулись обсуждать случившуюся с «партией власти» катастрофу.

Однако сказать оказалось особо нечего. В последние две недели января не произошло ровно ничего такого, чтобы вызвать столь масштабные изменения избирательных предпочтений. Поэтому объяснить метаморфозу рейтинга с точки зрения здравой рациональной логики попросту невозможно. Все предлагавшиеся объяснения причин – смена руководства в «Едре», неправильные политические шаги «партии власти» в последнее время и т.п. – никакой критики не выдерживают. «Едро» как было в прошлом году похоже на безголового телятю, так и в нынешнем продолжает держать ту же марку; в то же время ближайшие конкуренты за голоса не только не усилили позиций, но даже и на фоне «Едра» выглядят удручающе: чего стоит один только семейный скандал Немцова с Явлинским или бесконечные споры о том, кто из олигархов купит КПРФ. Иными словами, ничего с рейтингом «партии власти» произойти не могло.

Объяснение, между тем, есть – и даже лежит на поверхности. Дело в том, что никакого «рейтинга» у «партии власти» в межвыборный период на самом деле не бывает. За неё голосуют те, кто лоялен к начальству – от президента до домуправа – и не хочет забивать себе голову прочей политикой. Рейтинговые замеры применительно к этому электорату есть не что иное, как гадание на кофейной гуще: такой рейтинг может «гулять» куда угодно, и как угодно можно его трактовать. И очень странно, что эта простая идея – сыграть на трактовке колебаний рейтинга – до сих пор никому не приходила в голову.

Однако масштабы раскрутки кампании под лозунгом «смотрите, рейтинг упал» свидетельствуют о том, что кто-то наконец-то до этого додумался. То, как штатные «сливные бачки» подали новость о рейтинге, не оставляет сомнений: налицо «заказуха». Партию власти «заказали»: статистическая погрешность вциомовского рейтинга (3-5%), плюс сезонное празднично-январское колебание в пользу кандидата «против всех» (а точнее – «да пошли они все…»), плюс, возможно, какие-то реальные колебания рейтинга оказались просуммированы и выброшены под громкими заголовками. Удар вполне беспроигрышный: количество сил, которым такая кампания может быть выгодна, огромно, и гадать о том, кто заказчик, можно долго. Да и бессмысленное это дело.

Логика «кому выгодно?» безошибочно указывает на то, что в первых рядах потенциальных заказчиков – высокопоставленные функционеры самой «Единой России». Тональность комментариев СМИ к падению рейтинга – о том, что основной его причиной стало назначение лидером Грызлова взамен Беспалова – не оставляет в том никаких сомнений. О Грызлове кое-кто слышал (министр как-никак), о Беспалове — почти никто, но вряд ли кто-нибудь из них вызывает сегодня у избирателей какие-либо сильные чувства. И когда осведомлённые, отнюдь не вчера появившиеся на свет люди — одновременно в телевизоре, в «НГ» и на «Эхе Москвы» – на полном серьёзе предлагают оную «сильную рокировочку» икса с игреком главной причиной потери четырнадцати миллионов голосов – вывод напрашивается только один: либо они коллективно сошли с ума, либо они это делают по заказу. А если они это делают по заказу, значит, заказ был сформулирован теми, кого эта перестановка почему-то не устроила.

О том, кого и почему она не устроила – мы уже писали, здесь повторяться бессмысленно. Один из лидеров «Едра» четыре месяца назад, когда в той же «НГ» появилась статья о возможном смещении Беспалова, в деталях обрисовал прессе технологию размещения заказа этой статьи: назвал даже пиар-агентство и необходимую сумму. Вряд ли его интерес к этой технологии имел сугубо познавательный характер. Особенно с учётом того, что борьба в «стае товарищей» уже тогда была в полном разгаре.

И это всё свидетельствует только об одном. Демарш с рейтингом точно не останется без ответа: не сегодня-завтра кто-нибудь закажет тех, кто заказал рейтинговый скандал. И дальше пойдёт-поедет: берегите глаза и уши.

Добро пожаловать в предвыборную гонку.

Источник: http://www.publications.ru/comments/131994/

Алексей Чадаев

Учредитель и генеральный директор Аналитического Центра «Московский Регион». Старший преподаватель кафедры территориального развития, факультет госуправления РАНХиГС. Кандидат культурологии.