Главная / Внешние публикации / Деньги для России: easy come, easy go

Деньги для России: easy come, easy go

Подготовленный Госдепом США доклад «Права человека и демократия в мире в 2006 году«, который заслушали недавно в американском Конгрессе, вызвал шумную реакцию в России. Депутаты Госдумы, члены Общественной палаты, эксперты и публицисты наперебой обвиняют американцев во вмешательстве во внутренние дела страны, расписывая особенности их злостных намерений. Особенно много было комментариев по поводу решений о деньгах, выделяемых Конгрессом «на поддержку демократии в России». Но что плохого в том, что некоторое количество наших сограждан заработают на круг миллиард долларов?

В сущности, американцы указали нам новую, перспективную статью экспорта. На глобальном рынке каждая страна уже давно торгует тем, чем может: Афганистан — наркотиками, Венесуэла — революциями, Израиль — жертвами нацизма, арабы — жертвами Израиля, Украина — голодомором и Чернобылем, а те же США — и вовсе резаной зеленой бумагой с изображениями давно умерших личностей. Россия же, как оказалось, может успешно торговать наступлением авторитаризма и сворачиванием гражданских прав и свобод внутри себя. И раз уж Конгресс платит за это российскому третьему сектору, такой бизнес нужно всячески приветствовать. Более того, по возможности скорее необходимо поставить продажу «русского авторитаризма имени В.Путина» на промышленную основу.

Доклад Госдепа сам по себе не заслуживает вызванного им возмущения. Написанное там о форматах деятельности, в которых осуществляется эта самая «поддержка демократии», как справедливо указывают коллеги, производит впечатление скорее отчета перед невнимательным заказчиком об успешном освоении бюджетов, чем реальной борьбы за что бы то ни было. Никакой серьезной угрозы от этого доклада или американских денег, которые последуют за ним, нашей политической системе нет. Те, кто думает иначе, просто перестраховщики, испытывающие неоправданную неуверенность в ее возможностях.

Если говорить о реальных опасностях, то нужно внимательнее присмотреться к совсем другим вещам. Таким, как статья Юлии Тимошенко в «Foreign Affairs«. Женщина с косой утверждает, что Россия, в какую бы сторону она ни двигалась, какие бы реформы и изменения в ней ни происходили (как демократические, так и авторитарные — не важно), была и остается имперским экспансионистским государством. И следовательно, с ее точки зрения, необходимо делать ставку не на развитие демократических институтов и гражданских структур внутри России, а просто на сдерживание любой России — тоталитарной, авторитарной, демократической, прозападной, провосточной и т.д.

С точки зрения наклевывающегося рынка русского авторитаризма поступок Тимошенко — это самое подлое, что может сделать недобросовестный конкурент. Из ее слов следует, что единственный способ повлиять на Россию — это инвестиции в «развитие демократии» (и «консолидацию свободы«, разумеется) не в самой России, а в странах «санитарного кордона» — т.е. на той же Украине, в Грузии и прочих подобных и удобных для свободы местах. И это не просто перехват клиента. Это схлопывание, уничтожение российского рынка: если Штаты всерьез поверят Юле, как будут жить российские правозащитники? С такой недобросовестной конкуренцией нужно жестко бороться.

Чувствуя себя главными демократизаторами планеты, США отдают России деньги легко и с достоинством, ощущая, что выполняют глобальную сакральную миссию. Для того чтобы это чувство не потеряло свежесть (от чего напрямую зависит толщина денежного потока), Россия должна всячески подчеркивать и усиливать значимость проблемы. С этой точки зрения то, что делает российский режим сейчас, громогласно возмущаясь вмешательствами в свои внутренние дела, находя в этом угрозу стабильности политического режима, призывая бороться с новыми «интервентами», — стратегически оправданные действия.

Миллиард — это, если уж на то пошло, для такой масштабной задачи, как борьба с путинским авторитаризмом, не деньги. Роман Абрамович, разводясь с женой, и то оставил ей существенно больше. Серьезной революции на них организовать не получится, особенно с учетом того, что борьба с коррупцией у скатывающегося к авторитаризму режима пока не очень-то ладится, а оппозиционная бюрократия — плоть от плоти бюрократии режимной.

Для того чтобы постоянно подогревать интерес заокеанских инвесторов, нужно позволить им увидеть эффект своих действий. К примеру, поставить в зависимость деньги, вложенные в Россию, и массовость разнообразных оппозиционных маршей несогласных. Почему бы нам не начать получать деньги не только от продажи нефти и газа, но и от гораздо более интеллектуального инновационного продукта — такого, как гражданская активность и борьба с/за демократию? И то, что США, поверив в какой-то момент в собственную пропаганду, закупают этот товар исходя не из экономической, а из миссионерской логики, для бизнеса только преимущество.

Гражданская активность и деятельность наших «лучших людей» является выгодным товаром, который можно гарантированно экспортировать, и не куда-нибудь, а в самые развитые страны мира. Можно неплохо зарабатывать, создавая разнообразные фонды и собирая по миру деньги на защиту прав человека и различных свобод в России. Тут даже документов предъявлять не надо: «Freedom House», «Amnesty International», «Репортеры без границ» и А.Н.Илларионов уже сделали за нас эту работу, поставив Россию на соответствующие места в известных рейтингах. Вот и должен режим предъявлять зримые проявления авторитаризма, да еще и в годном к употреблению товарном виде: клипы, ролики, сообщения в стиле «ТАСС уполномочен заявить» и т.п.

Нужно помочь американцам инвестировать в Россию деньги, потому что в конечном итоге они остаются в нашей экономике. Кроме того, они работают и на социальное развитие России, развитие гражданского общества. Ведь на самом деле, безотносительно к тому, что считает американский Госдеп, Россия весьма открытая демократическая система, где все эти люди, живущие на американские гранты, вполне находят себе место под солнцем. Только не надо разубеждать США в выводах доклада Госдепа, ломая их картину мира, сформированную собственной пропагандистской машиной, — это лишь вызовет фрустрацию, депрессию и прочий неадекват. Клиент должен получать только положительные эмоции.

Источник: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Den-gi-dlya-Rossii-easy-come-easy-go

Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма