Главная / Записка-2009

Записка-2009

Записка

По вопросам обращения с отходами производства и потребления и санитарной очистки территорий.

«Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах»

                                            Нильс Бор.

1.Классификация и виды отходов.

   Говоря об отходах как о мусоре, часто понимают те отходы, которые накапливаются в мусорных контейнерах в придомовых владениях. Это самый видимый, но не самый многочисленный и опасный вид отходов.

   Классификацию отходов можно проводить по различным показателям. По агрегатному состоянию, по классам опасности, определяющим степень их воздействия на окружающую среду и т.д.

   Для понимания рассматриваемого вопроса рассмотрим виды отходов и их классификацию по ответственности за обращение с ними:

  • Отходы потребления (твердые бытовые отходы) — отслужившие свой срок бытовые товары и изделия, а также ненужные человеку продукты или их остатки, образовавшиеся в системе коммунального хозяйства. Как правило, это отходы, образуемые населением. Поэтому, в соответствии с законодательством, ответственность за утилизацию этого вида отходов несет администрация органов местного самоуправления и субъектов РФ.  Отходы торговли, зрелищных комплексов, объектов общественного питания практически попадают в те же мусоросборники, что и отходы населения, поэтому рассматриваются как один вид отходов.
  • Отходы производства (промышленные отходы) – это продукты, которые не производят целенаправленно, они образуются как побочные при создании конечного продукта. По закону за их утилизацию несет ответственность образователь отходов, т.е. предприятие, организация сами должны безопасно транспортировать, разместить или отправить на переработку образующиеся у него отходы и оплатить эти услуги.
  • Медицинские отходы, — это любые отходы, образующиеся в результате деятельности медицинских учреждений или лечебно-профилактических мероприятий, проводимых населением (полностью или частично состоящие из тканей человека или животных, крови или других жидкостей тела, экстрементов, фармацевтических препаратов, бинтов, предметов медицинского ухода и др.). По закону ответственность за обращение с медицинскими отходами несут лечебно-профилактические учреждения.
  • Радиоактивные отходы – этот вид отходов требует специального обращения с ними и в этом докладе не рассматривается.

 

2. Обзор существующего положения.

  Можно с полной мерой ответственности сказать, что существование человека стало экологически опасным – прежде всего из-за образования и накопления огромного количества отходов производства и потребления. На современном этапе человечество научилось использовать в среднем 2-5 % исходного сырья. Остальная его часть превращается в отходы (в среднем 78 %) и выбросы (около 18 %). В официальной печати встречаются следующие цифры по стране:

  1. Экологически неблагополучной признается огромная территория России, равная примерно 15 % площади страны. Это больше, чем вместе взятые, Англия, Франция, Германия, Норвегия, Швеция, Финляндия. На этой территории проживает почти две трети населения страны.

  2. В стране накоплено свыше 110 млрд.т твердых промышленных и бытовых отходов, которые занимают огромные территории, в том числе дорогую пригородную землю. Эти отходы нарушают почвенный покров, отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники и воздушную сферу.

  3. Количество складируемых токсичных отходов достигло 2,3 млрд. т. Из 100 тыс. т. ежегодно образующихся токсичных отходов перерабатывается только треть.

  4. Около 50 млн. т. бытовых отходов в год накапливается и вывозится на свалки в городах РФ.

  5. Ежедневно из Москвы вывозится около 10 тыс. т. отходов или 300 тыс.т. в месяц. В  2007 году в Москве было образовано 26,5 млн. т. отходов производства и потребления.

  6. Анализ эколого-геохимического мониторинга загрязнения почв Москвы тяжелыми металлами показывает, что только 52,4 % территории города относятся к категории слабого загрязнения. На остальной территории загрязнение тяжелыми металлами приводит к напряженной экологической обстановке, сопровождающейся увеличением общей заболеваемости населения. На 19,6 % изученной площади отмечается сильное загрязнение тяжелыми металлами, а на 5,8 % территории столицы зафиксирован максимальный уровень загрязнения (данные 1999 года).

  7. По различным оценкам медицинские отходы составляют в среднем 1-3 % от общего объема твердых бытовых отходов. Из общего объема МО 10-30 % — это инфицированные отходы, инфицированность которых в 1000 раз превышает инфицированность бытовых отходов. Ситуация, сложившаяся в РФ в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, создает реальную угрозу возникновения инфекционных заболеваний среди населения вследствие вероятного загрязнения внутрибольничной и окружающей среды. В Москве из 250 тысяч тонн образующихся медицинских отходов подвергается утилизации лишь 10%.

  8. В Тульской области ежегодно образуется более 4 млн.т. отходов производства и потребления.

  9. В Хабаровском крае в 2004 году образовалось 10,5 млн. т. отходов.

  10. Под свалки и полигоны захоронения бытовых отходов в стране занято около 50 тыс. га, около 60 тыс. га составляет площадь закрытых (заполненных) свалок. Если учесть санитарно-защитные зоны, то эти площади возрастут в геометрической прогрессии.

  11.     Общий ежегодный совокупный материальный ущерб с учетом затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в РФ оценивается по официальным данным в 100 – 125 млрд. рублей.

  12.     В бюджете страны в 2007 году на экологию предусмотрены расходы в размере всего 0,14%  от общих расходов бюджета страны .

      Для понимания всеобъемлющего значения проблемы надо добавить, что при подсчете экологического ущерба применяются такие показатели как загрязнение земель, подземных и поверхностных вод, воздуха, заболеваемость населения, снижение вследствие этого производительности труда и др.

     Типичная схема обращения с отходами в наших населенных пунктах – захоронение на полигонах или на несанкционированных свалках, которые являются источником мощнейшего негативного воздействия на окружающую среду.

      Сегодня в российских учебных университетах и научных учреждениях ведутся исследования, направленные на ликвидацию законодательных, организационных, информационных и технико-технологических пробелов в области обращения с отходами. К сожалению, результаты проведенных исследований, разработанные проекты публикуются, как правило, в изданиях научного и специального профиля.  Поэтому они становятся известны только специалистам узкого профиля и необходимые в практической  работе для руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий систем жилищно-коммунального хозяйства, мусороперерабатывающих предприятий, полигонов, предприятий по заготовке и переработке вторсырья не доступны.

     Как показала практика, например, Сочинского экономического форума 2007 года, муниципальные районы края предлагали свои различного качества инвестиционные проекты объектов обращения с отходами. Встречались предложения по строительству полигона захоронения отходов стоимостью всего комплекса работ 2 млн. рублей, при которой абсолютно нереально предусматривать соблюдение природоохранных мероприятий. Общей идеологии размещения межрайонных или краевых объектов по обращению с отходами не представлялось.

      Как, в основном, строится вертикальная структура исполнительных органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами? На уровне края это выглядит следующим образом: руководитель Администрации края – первый заместитель руководителя по строительству – руководитель Департамента ЖКХ – Управления ЖКХ городов и поселений — транспортные организации – полигоны (не всегда принадлежат администрациям). Эту схему можно проекцировать на любой уровень органов местного самоуправления. При такой вертикальной структуре, конечно, приоритетным направлением всегда будет строительство, а проблемы ЖКХ, за исключением подготовки к зиме, на втором месте.

      Вывозом бытовых отходов занимаются службы жилищно-коммунального хозяйства, поэтому органы местного самоуправления, полностью отвечающие за безопасность и санитарное благополучие населения и территорий, часто относят к своей ответственности только твердые бытовые отходы. Противоречие возникает в части обращения с промышленными отходами, когда, в соответствии с действующим законодательством, образователь отходов полностью отвечает за обращение с ними. С другой стороны, к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к вопросам местного значения городского округа – организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ст. 7 ФЗ от 10.01 2002 г. №7 «Об охране окружающей среды»). Привлечение предприятий образователей промышленных отходов к совместному решению проблемы их утилизации, может стать для администраций дополнительным источником финансирования, о нехватке которого говорится на всех уровнях.

     Та же структура приоритетов проблемы в исполнительных органах власти – Министерство регионального развития – вошедший в состав министерства бывший Рострой – Департамент ЖКХ в его подчинении.

3. Существующая нормативная база  в области обращения с отходами.

     В этой главе уместно говорить о нормативной базе обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), так как в связи с перестроечным периодом экономики страны, созданием нормативной базы для промышленных отходов никто не занимался (например, разработка удельных нормативов образования отходов на единицу продукции).

      Нормативная база в области обращения с отходами ТБО в основном датируется 1980-85 годами.

      Основные методические рекомендации по нормативам образования твердых бытовых отходов, разработке тарифов, расчетам необходимого количества  транспорта  и составления его маршрутов были разработаны и утверждены в 80-85-м годах прошлого века, самая свежая инструкция по эксплуатации полигонов – в 1996 году. В 2003 году были утверждены  «Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ». В настоящее время уже давно применяется другая техника для вывоза отходов, возможно применение современных и долговечных контейнеров для их сбора, нашли применение другие методы эксплуатации полигонов захоронения отходов. Какова практическая ценность разработанных в некоторых городах и регионах вышеупомянутых «Концепций…», если действует устаревшая нормативная база? Чем руководствоваться исполнительным органам местного управления в своей работе в этой области? Как рассчитать и обосновать необходимое финансирование на обращение с отходами?

4. Существующая законодательная база и обзор распорядительных документов. Функции надзорных и контролирующих органов.

     В настоящее время в сфере обращения с отходами производства и потребления действуют законы «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О лицензировании некоторых видов деятельности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; подзаконные акты – постановления Правительства РФ, приказы Министерства природных ресурсов, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору , направленные на улучшение качества охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом докладе не рассматривается вопрос соответствия действующих законодательных документов современному состоянию промышленности, науки, развития общества. Сейчас важно,  что основа этой базы есть.

      Рассмотрим Постановление Правительства РФ от 07.12.2001 г. № 860 «О Федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России» (2002 – 2010 г.г.) На ресурсное обеспечение двенадцати таких подпрограмм, как «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса», «Водные ресурсы и водные объекты», «Водные биологические ресурсы и аквакультура», «Регулирование качества окружающей природной среды», «Отходы», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрождение Волги», «Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования», «Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения» выделено на 9 лет 723789,2 млн. рублей ( 326751,6 млн. рублей – внебюджетные источники финансирования), в том числе на подпрограмму «Отходы» — 44003,4 млн. рублей, из них 519,2 млн. рублей из средств Федерального бюджета – это составляет 57 млн. ежегодно, что катастрофически мало для современного состояния дел.

   При этом хочется обратить внимание на формулировку второго пункта постановляющей части. Дословно: «…предусматривать выделение средств на реализацию Программы, исходя из возможностей федерального бюджета». Мы помним, что в те годы без таких формулировок не согласовывались распорядительные документы, но приведенные цифры красноречиво говорят сами за себя. Так же, как и на подход к обсуждаемой проблеме по остаточному принципу.

    Программой постановления, кроме разработки, внедрения и тиражирования опытно-промышленных установок, были предусмотрены следующие мероприятия, составляющие элементы государственного регулирования обращением с отходами:

 

  • Количественная и качественная оценки объемов накопленных, образующихся и перерабатываемых отходов;

  • Разработка и внедрение государственной статистической отчетности по образованию, использованию и переработке отходов;

  • Оценка объектов размещения отходов на территории Российской Федерации;

  • Создание и ведение государственного кадастра отходов, в том числе: —  разработка классификационного каталога отходов по видам и классам; — создание банка данных отходов; — создание реестра объектов размещения отходов; — создание банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов;

  • Разработка методик по определению удельных величин образования отходов на единицу продукции для различных видов производства;

  • Разработка методик по определению лимитов на размещение отходов для различных видов производства,

  • Разработка методик по определению размера платежей за размещение отходов по видам и классам, разработка предложений по экономическому стимулированию работ по переработке и обезвреживанию отходов и т.д.

    Это работа государственных ведомств, осуществляющих надзорную, контрольную и природоохранную функции, экологический мониторинг окружающей среды и учет вредных воздействий на водные, воздушные, почвенные и прочие ресурсы, организующих восстановление нарушенной  природной среды средствами природопользователей – Министерства природных ресурсов и вошедшей теперь в его состав Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

     С одной стороны федеральными исполнительными органами осуществляется деятельность надзора и контроля в области обращения с отходами, с другой стороны, налицо разрыв между федеральными уполномоченными органами и органами местного самоуправления по рассматриваемому вопросу. Первым нужно не допустить или ограничить негативное воздействие на окружающую среду, вторым обеспечить чистоту территорий и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Причем под предлогом нехватки финансирования делается это порой любыми путями, не считаясь с последствиями для будущих поколений. На вопрос, что выберет глава местного самоуправления, незаконную свалку в отдельном районе или неубранные от мусора улицы поселений, ответа долго искать не надо. Увязать между собой эти, на первый взгляд противоречия, можно и нужно.

 

5. Цели и задачи.

         Россия встала на путь рыночной экономики, стала членом Совета Европы и готовится к вступлению в ВТО. Очевидно, что теперь для нашей страны не существует иной альтернативы, кроме построения системы обращения с отходами, подобной существующей во всех развитых странах.

         Решение проблемы охраны окружающей среды и, в частности, обращения с отходами производства и потребления, не может происходить без комплексной увязки экологических, социальных, технических, экономических и правовых аспектов.

         Необходимо достичь следующих целей:

  • Обеспечить проведение действенных мер по защите окружающей среды и населения от негативного воздействия  отходов производства и потребления.

  • Создать экономически эффективную отрасль по обращению с отходами.

  • Создать организационную структуру системы управления отходами на местах и государственного регулирования в целом по стране.

        Для достижения этих целей требуется организация решения следующих задач:

 

  • Обеспечить регионы нормативной базой в области обращения с отходами, соответствующей действующему законодательству и современному уровню развития технологий;

  • Разработать систему управления обращением с отходами производства и потребления и организации комплексного подхода к их сбору, транспортировке и переработке;

  • Минимизировать образования отходов;

  • Максимальное использование отходов и вторичных материальных ресурсов, содержащихся в них;

  • Централизованное безопасное обезвреживание отходов на региональных уровнях и уровнях субъектов местного самоуправления;

  • Развитие научно и экономически обоснованных комплексных промышленных методов переработки отходов с отбором вторичного сырья;

  • Разработка методов привлечения инвестиций в систему управления обращением с отходами;

  • Разработать системы экономического стимулирования в сфере обращения с отходами;

  • Экологическое образование в сфере обращения с отходами.

 

Решение поставленных задач позволит:

 

    1. Обеспечить формирование нормативно-правовой базы, разработать методические рекомендации в области обращения с отходами для органов местного самообразования.

    2. Сформировать законотворческую деятельность в соответствии с выработкой европейской стратегии предупреждения образования отходов и их использования в качестве вторичного сырья.

    3. Создать системы обращения с отходами с  соблюдением следующей последовательности технологического цикла: предупреждение образования, повторное использование, использование в качестве вторичных материальных ресурсов, использование в качестве вторичных энергетических ресурсов, удаление.

    4. Отказаться от стратегии сжигания отходов.

    5. Оптимизировать организационную структуру взаимодействия органов самоуправления, государственных предприятий и частного бизнеса в области обращения с отходами в части обеспечения:

      • Технико-технологического — определение необходимого количества и качества средств сбора, транспортирования, сети сбора ВМР, мощностей по переработке.

      • Финансово-экономического — определение тарифов, механизмов действия привлечения инвестиций, введение механизма залоговой стоимости.

      • Информационно-статистического – организация экологического  мониторинга, формирование и ведение баз данных по отходам, совершенствование механизмов сбора информации, создание электронные бирж по отходам.

      • Кадрового – обучение и подготовка специалистов  в области обращения с отходами.

      • Социально-психологического — развитие  пропаганды, рекламы, разъяснительных мер.

 

    1. Перейти к системному территориальному развитию отрасли промышленной переработки отходов, преодолев существующий районный объектовый принцип. Для этого нужно создать системную идеологию управления потоками отходов, технологии переработки, рециклинга и обезвреживания отходов, подхода к финансово-экономическим проблемам отрасли.

    2. Разработать системную идеологию технологий переработки, обезвреживания и рециклинга отходов на основе основного показателя экономической эффективности вовлечения отходов во вторичное использование –  энергосбережения — для различных регионов страны. Переработка отходов имеет смысл только тогда, когда суммарный расход энергии на производство вторичного сырья и изделий из него существенно меньше, чем при переработке природного сырья.

    3. Создать сводный единый обновляемый федеральный каталог технологий по обращению с отходами, чтобы производители отходов с учетом своих возможностей и предпочтений могли бы выбрать их сами.

6. Предложения по реализации решения задач.

 

  •       Разработать и утвердить федеральную программу по обращению с отходами, сделав ее национальной программой.
  •        Создать в структуре федеральной исполнительной власти самостоятельный и независимый от министерств и ведомств орган, занимающийся вопросами организации и обеспечения системы управления обращением с отходами, экологической безопасности. В основе деятельности такого органа должна лежать единая государственная система экологического мониторинга, система экологически необходимых ограничений, модернизации системы экологического нормирования качества среды и воздействия на нее.
  •         Разработать и внедрить гибкие механизмы финансирования природоохранной деятельности,
  •        Создать и реализовывать специальные комплексные системы (в первую очередь сбора, переработки и утилизации бытовых и опасных отходов, реабилитации загрязненных земель и грунтов), рыночные схемы взаимодействия в рамках менеджмента окружающей среды.

       В качестве примера рассмотрим, какие вопросы может решить руководитель Администрации субъекта федерации путем введения на уровне органов исполнительной власти местного самоуправления оперативного учета отходов на всех стадиях их жизненного цикла – образования, транспортировки, захоронения или переработки. Такая практика применяется в странах Европы, в 2005 году была опробована в Москве для учета опасных отходов и дала удивительные результаты по вскрытию так называемых «серых» схем.

     Недаром говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В век развития IT- технологий ввести такую систему учета можно в электронном виде. Далее по результатам отчетного периода, например, года, информацию оперативного учета можно сравнить с отчетной статистической информацией, получаемой территориальным органом МПР для получения или подтверждения достоверных данных.

     Полученная путам сравнения и выверки достоверная информация позволит обоснованно планировать объемы необходимого финансирования для решения проблем сбора, транспортировки и обезвреживания отходов. Это даст возможность обоснованно рассчитать и спланировать тарифную политику в этой области.

     Достоверная информация об образовании отходов поможет правильно построить инвестиционную политику в этой сфере. В настоящее время инвесторов, включая зарубежных, отпугивает то, что им не могут гарантированно назвать количество поставляемых на переработку отходов для расчетов реальных бизнес-планов.

     Такие данные позволят с помощью науки определить и унифицировать методы промышленной переработки отходов с учетом климатических зон. Ведь до сих пор нет единого мнения, что эффективнее, сжигать отходы или подвергать их глубокой сортировке, выделяя вторичное сырье. На первый взгляд  второй вариант дороже, но кто считал экономический эффект от возврата вторсырья в хозяйственный оборот и экологический ущерб от сжигания отходов, получения тепла и электроэнергии и решения вопроса захоронения образующихся при этом шлаков и зол на фильтрах очистки отходящих газов. В мировой практике применяются более экологически безопасные методы переработки отходов. Опыт работы построенного в Москве производства по переработке изношенных покрышек показал, что резиновую крошку для производства в дальнейшем готовой продукции из нее выгодно получать только путем переработки покрышек грузовых автомобилей. Экономические расчеты показали, что покрышки легковых автомобилей дешевле сжечь, но не на мусоросжигательных заводах, а в печах цементных заводов.

      Все вышесказанное в полной мере относится и к промышленным отходам. Только здесь еще больше возникает вопрос возможности использования отходов одних предприятий в качестве сырья для производства продукции других. Сведение таких данных в одну базу могут стать основой для создания биржи отходов.

     Это также позволит определить наиболее лучшие технологии по переработке отходов, применимые к российским условиям. Не все западные методы и, особенно, оборудование применимы к российскому мусору. Для решения этой проблемы понадобится привлечение научных институтов, организаций, необходимо собрать и учесть опыт практиков. И здесь уместно говорить о разработке инновационных технологий.

       Реализация этих предложений в конечном итоге поможет разработать экологически, технически и экономически обоснованную схему размещения объектов переработки отходов на территории РФ. Зачем строить заводы по переработке отработанных покрышек в каждом регионе, если можно создать один межрегиональный завод, а вместе с ним систему сбора и предварительной подготовки, изрубив покрышки, чтобы не возить «воздух». Построение логистической схемы перевозок позволит избежать порожних рейсов. Такие схемы при поддержке муниципалитетов действуют в странах Европы.

     Все это привлечет малый бизнес, создаст дополнительные рабочие места.

     В качестве экономического стимулирования необходимо продумать систему государственного заказа на производство продукции из отходов для нужд, например, коммунального хозяйства. Это могут быть контейнеры для сбора отходов, малые садово-парковые формы – скамейки, урны и т.д. из отходов пластмасс.

.  Не секрет, что, например, на полигонах захоронения отходов не организован входной весовой контроль поступающих отходов. Прием отходов ведется по грузоподъемности машин. Это вызывает ситуацию, когда установленный лимит образования отходов предприятия не совпадает с вывезенными отходами. Предприятия, чтобы не платить штрафы за сверхлимитное размещение отходов вынуждены решать проблемы за наличные деньги. Тот же интерес возникает, если полигоны вырабатывают установленный им лимит размещения отходов. В действие вступают «серые» схемы. Естественно все это вызывает интерес криминогенных кругов. События в Неаполе, когда мафия пыталась навязать муниципалитетам свои условия, лишний раз доказывает интерес криминогенных кругов к проблеме отходов в мире. Система оперативного учета сделает «прозрачными» потоки отходов и поможет решить вопросы в сфере экономических преступлений в области обращения с отходами.

     Разработка механизма долевого участия государства в строительстве объектов переработки отходов, например, в виде выделения земельных участков, и системы госзаказа продукции из отходов создаст реально действующую систему государственного регулирования обращения с отходами, создавая при этом условия рыночной экономики функционирования этой отрасли.

    Задачами федерального органа исполнительной власти, о необходимости создания которого говорилось выше, в этом случае станут: разработка нормативно-методических рекомендаций в области обращения с отходами, внедрения системы оперативного учета обращения с отходами, информационно-аналитическая обработка данных оперативного учета, разработка генеральных схем межрегионального размещения объектов переработки отходов, создание систем сбора, обращения со вторичным сырьем, разработка тарифной политики, координация деятельности органов местного самоуправления, образователей отходов, транспортировщиков, переработчиков с учетом работы контролирующих органов, поддержки функционирования созданных производств, создание экономически привлекательной отрасли обращения с отходами, привлечение инвестиций в данную отрасль и, в конечном счете, создание системы управления обращением с отходами. Это требуют большой организационной, технической, финансовой и управленческой работы. Для ведения такой работы необходимо наделение создаваемой отраслевой структуры функциями заказчика и координатора перечисленных работ. Для сокращения сроков проведения перечисленных предложений на первом этапе необходимы бюджетные инвестиции по статье НИОКР. Эти инвестиции будут неизмеримо меньше затрат на проводимые в настоящее время экономически, социально, технически и экологически непродуманные мероприятия и устранение их последствий.

 —

     Задача охраны окружающей и природной среды состоит не в том, чтобы мечтать остановить негативный процесс, а в том, чтобы планировать хозяйственную и производственную деятельность с учетом природных, технических, экологических, социальных и других ограничений. Нужна разработка и реализация государственной экологической политики.

     У России должна быть цивилизованная экологическая политика.

Подготовлено при участии экспертов Комиссии по региональному развитию Общественной палаты РФ

Комментарии