Тезис 1. Война – не про убийство человека, а про убийство субъекта (воли и картины мира). Все считают, что армия – машина для убийства. Но война это не обязательно про убийство. Да, мы на протяжении тысячелетий привыкли к тому, что война — это когда люди друг друга убивают. Но это …
ПодробнееПасхальная лекция
Андрей Рублёв. Сошествие Христа во ад. Меня буквально завалили просьбами развить некоторые темы из поста про РимНаш, но наиболее массовых просьб две. Одна — объяснить на «современном» языке, то есть без христианской догматики, в чём суть спора между Варлаамом и Паламой и какое это отношение имеет к нынешним раскладам. И …
ПодробнееРусская философия vs. «лакшери понивилладж».
Из многочисленных реакций на интервью Дугина Карлсону отдельного внимания заслуживает рецензия К.Собчак. Казалось бы, «да неужели»? — а вот счас и объясню. Что такое для меня в этом контексте Собчак? Она, понятно, по позиции относится к тому же самому лагерю нормализаторов, что и Винокурова, Межуев, Гращенков и прочие такие же, …
ПодробнееБеседа с Арестовичем 23.02.2024
Алексей Арестович: Русский и россиянин – разные вещи. Русский или руський (українською) относится к Руси. Святослав Хоробрий, Владимир Великий Ярослав Мудрый, Богдан Хмельницький – точно не россияне, но точно русские (руські). Когда мы добровольно отказываемся от наследия Руси, от своей самоидентификации русские или русь-украинцы, то отдаем кремлевским основообразующий миф, право …
ПодробнееВопросы от подписчиков в чате
Алексей Чадаев: Я смотрю комменты, у нас там много разных вопросов, но я волюнтаристски не все буду задавать, а только те, которые сам посчитаю интересными, извините за такой авторитаризм. Дмитрий Рыбаков интересно спрашивает: насколько реально поставить философию как институт — не институт философии, а философию как институт — в задачу …
ПодробнееРасшифровка стрима с философом Анатолием Черняевым, 24.12.2023
Алексей Чадаев: Начинаем стрим, у нас тут больше трёхсот участников. Рад тебя слышать! К тебе много всяких вопросов по текущей ситуации, но я очень надеюсь, что наш сегодняшний разговор будет не только про институт, но и про философию. Но тем не менее, начнём с института, с такого провокационного вопроса: как …
ПодробнееНесколько мыслей о войне за право на государственность. Черновик. Часть V.
Продолжение. Часть I Часть II Часть III Часть IV Проблема темпа. Итак, «государство» как «суперинститут» за период с XVI по XX век, казалось, победило всех своих старых исторических противников и восторжествовало абсолютно. Ещё в середине ушедшего века мы на полном серьёзе обсуждали антиутопии «тотального государства» по Замятину и Орвеллу. Но …
ПодробнееНесколько мыслей о войне за право на государственность. Черновик. Часть IV.
Часть I Часть II Часть III Ультраструктуры Для тех читателей, кого немного утомили уже мои длинные экскурсы в давнюю историю — лирическое отступление, или пара слов о самой модели. Просто для того, чтобы объяснить, в частности, как связаны между собой вопросы догматического богословия и устройства политической системы. За многие годы …
ПодробнееНесколько мыслей о войне за право на государственность. Черновик. Часть III.
Часть I Часть II Проветрить от мирового духа Позволю себе самоцитату из текста двухлетней давности, сентябрь 2021-го: …историю нескольких последних тысяч лет человечества можно описать как историю борьбы не на жизнь а на смерть между двумя «суперинститутами», в равной степени претендовавшими на господствующее положение по отношению ко всем остальным «формам …
Подробнее