Новое

Нацдемшиза

Прочёл оду Касьянову в исполнении Голышева. Расстроился. Когда Володя ещё только превращался в перверта, я думал, что мы по крайней мере получим сильного и яркого оппонента. Некоторое время он оправдывал ожидания; даже было устойчивое клише «любимый аффтар администрации президента». Сегодня же его тексты — тухлая провинциальная демшиза; или, точнее, с поправкой на веяния времени, «нацдемшиза«.

Кажется, «другая Россия» работает по принципу кладбища, описанного у Достоевского в «Сне смешного человека». Вновь поступивший покойник, пока свеженький, рассказывает анекдоты, скабрезности, вообще ведёт себя крайне энергично — и, разумеется, толпа мертвецов со стажем уступает ему «первенство». Но со временем он протухает, повторяется, засыпает… И в итоге тупо повторяет одно-единственное оставшееся в памяти слово, пока не заснёт совсем.

На наших глазах точно то же самое, что с Голышевым, только двумя годами раньше, произошло с Мариной Литвинович. Более ранние мертвецы — Хакамада, Рыжков, Сатаров — сегодня окончательно слились в тираж, став органчиками, в которых с каждым годом западает всё больше нот.

Интересно, что всех шестерых (включая Касьянова), названных мною, объединяет одно: на кладбище они поступили из власти и околовластных структур. В этом драма и изъян нашей политсистемы: как таковой «оппозиции«, т.е. места, куда можно уйти, оставаясь живым и действующим политиком, в ней нет. Пусть даже Касьянов — лощёная бюрократическая пустышка, каких много в коридорах власти. Но то жалкое состояние, в котором он теперь оказался, право же, недостойно бывшего второго лица государства; и это уже не только его проблема. Пусть Голышев — неисправимый сектант, вечно ищущий «прямого пути ко Господу», у которого поп всегда пьяница, а патриарх — антихрист. Но он был ярким и живым человеком, а стал городским сумасшедшим из г.Ростова-на-Дону, и мне, как его бывшему начальнику, от этого только грустно. Ладно там — даже представить себе не могу, что испытывает Павловский по поводу своей бывшей ученицы.

Короче, одна из главных компетенций для любого идущего «в политику» — это умение и готовность уходить. Этому надо учиться даже прежде, чем «приходишь». Знать, что всё заканчивается, и научиться строить жизнь «потом». Кстати, это вне всякого сомнения удалось Гайдару — человеку, которого «сейчас» интереснее слушать и читать, чем «тогда».

А Горбачёв, говорят, на корпоративы ходит людей поздравлять. 50 тыс. уёв — и живой Михал Сергеич придёт к вам на свадьбу, день рождения или корпоративную вечеринку. Тост произнесёт, поздравит кого надо, с гостями пообщается.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма