Новое

жижек-пыжик

То, что люди слышат не то, что действительно говорится, а то, что они ждали услышать, я знаю вроде бы уже давно. Но каждому конкретному примеру пока не разучился удивляться.

Вот фэповские гоблины, типа меня, они про что? Это же каждый младенец знает: они про то, что быдло до власти допускать нельзя, управлять должны токмо такие, как наш брат гоблин, патамушта мы и есть вертикаль и вместе с тем мы и есть демократия. Именно это, как выяснилось, и говорили я и мои коллеги на круглом столе с Жижеком в прошлый вторник.

Надо, пожалуй, как-то научиться пользоваться этими «презумциями».

А что я говорил на самом деле? Надо бы написать об этом, тема того стоит — пределы демократии. Я говорил о том, что главный предел демократии — это ставка в политических решениях. Иными словами, чем, кроме галочки в бюллетене, ты голосуешь, и чем отвечаешь за то или иное политическое решение, в принятии которого ты (пусть даже как избиратель) поучаствовал. Манипуляции неизбежны в ситуации отвлечённого и рассеянного внимания — это надо чётко понимать. Можно было бы сказать, что человек отвечает сам собой — но тогда нормальной, рутинной процедурой должна быть проскрипция, т.е. умерщвление и последующий отъём имущества в пользу общества. А если мы считаем, что жизнь бесценна и охраняется, а избирательное право при этом является неограниченным и всеобщим, тогда вообще непонятно, чем рискует человек, выбирая между той или другой позицией в избирательном бюллетене.

Тема «налоги плачу» не работает: известно, что бюджет у нас в основном формируется не из налогов индивидуальных граждан, а из доходов госэкономики и налогов частных компаний. В этом смысле платишь ты налоги или не платишь — государству сейчас почти что фиолетово: не случайно Путин заявляет про сохранение 13% ставки подоходного налога. Я уж не говорю про натуральные налоги, вроде службы в армии — сегодня армия у нас скорее рекрутская, чем призывная в собственном смысле. Короче, кроме т.н. «бюджетников» и «пенсионеров» более никто особо с государством-то ничем и не повязан. Бюджетники будут голосовать за Едро, пенсионеры — за КПРФ или СР, остальные будут показывать козу (ЛДПР), голосовать за что попало либо не голосовать вовсе — см. итоги мартовских выборов в регионах. Вот вам и вся демократия, извольте кушать.

А на самом деле, коль скоро масс-политика неизбежна, значит «политик» всегда будут две: одна для «человека политического», вторая для «человека обычного». Причём кем быть — «обычным» или «политическим» — это вопрос исключительно твоего индивидуального выбора, тут-то точно никаких барьеров нет; хочешь «не быть лохом» — не будь им. Но это потребует от тебя затрат по крайней мере времени, сил и средств на некоторое самообразование и регулярную поддержку необходимого для «человека политического» уровня коммуникации. А не хочешь — переходи в категорию ведомых, и тогда тебе ящик будет объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.

Соотв. два мира — два шапиро: ненависть «политического» слоя к т.н. «власти» — это просто сублимация ненависти к слою «неполитическому», к тому самому «большинству». Её открыто выражать нельзя, ибо политическая культура у нас предписывает «простого человека» всячески любить, но можно говорить намёками: собственно, Путин в филиппиках борцов с режимом — это не реальный политик Путин, а Путин-из-телевизора, герой и образец масскульта; а значит — реальной мишенью является сама аудитория масскульта как таковая. В этом смысле никакой «демократической» оппозиции у нас сейчас просто нет; вся, какая ни есть — только «аристократическая» и «элитаристская». Беда в одном: этот пункт у них с властью как раз-таки общий.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма