Новое

Значимые частности

Всё-таки разогрелась тусовка под конец кампании, манифесты начала писать. Даже Ваня Давыдов, профессиональный беспартийный, и то с манифестом выступил. Все соревнуются друг с другом, кто раньше начал (вар. — раньше закончил) Путина любить.

Странный какой-то обмен. Странный тезис, что кого-то на чём-то «клинит». Меня вот не клинит.

Я смеюсь, когда меня записывают в «охранители» — никогда им не был и не буду. Нет никакого смысла бережно трястись над «системой», которая есть не более чем совокупность кое-как подставленных временных подпорок под накренившееся здание тысячелетней русской государственности. Нет никакой самостоятельной ценности в этих подпорках.

Но любой, кто – по любым мотивам – попытается их оттуда выбить, не предложив приемлемого инженерного решения проблемы, подлежит немедленной и жестокой порке на конюшне. Ибо в противном случае оная конструкция обрушится всем на головы – всем, в том числе и горе-леворюционерам. И тогда мало никому не покажется.

В этом смысле ситуацию лучше всего описал покойный Дима Коноваленко, буквально за несколько часов до смерти. «Главная моя претензия к ним (к «Другой России») – в том, что они мешают мне бороться с режимом». Именно так. Но всё же не только и не столько это. Слабость системы, слабость институтов – и есть то главное, что затыкает рты большинству вменяемых людей. У которых есть свои, и весьма серьёзные, претензии к порядку вещей – но которые предпочитают оставлять их при себе, чтобы «режим» не рухнул, как это случилось совсем недавно на нашей памяти. А потому эти люди пополняют ряды лоялистского большинства – ибо а куда больше идти? Будь у этих людей минимальная уверенность, что вся эта штука не грохнется при первом же серьёзном кризисе или даже публичном конфликте – скорее всего, они перешли бы на более критицистскую позицию.

Собственно, именно это сейчас и происходит. По мере того, как растёт потихонечку уверенность в прочности порядка вещей, падает число молчаливо-лояльных и увеличивается доля «скептиков», новых недовольных. Но эти новые недовольные никогда не пойдут к «несогласным» — они против ломки системы как таковой, их не устраивают «значимые частности», и это в какой-то момент оказывается важнее, чем отношение к целому.

В этом контексте попытка ЕР превратить нынешнее голосование в «референдум о доверии Путину» — это именно попытка развернуть ракурс, поставив в центр обсуждения как раз вопрос о целом. Разумеется, это воспринимается многими как своего рода обман трудящихся, попытка красиво уйти от обсуждения становящихся всё более актуальными «значимых частностей» — отсюда и известная динамика их рейтинга в последний месяц.

Настоящая драма, однако же, в том, что подхватить этот электорат «новых недовольных», «системного» протеста – оказалось некому. По идее, он был естественной базой «Справедливой России» — потому именно она должна была бы стать реальным триумфатором этих выборов. Но им так и не удалось оформить себя в виде системной силы – вместо этого они своей движухой попросту напугали всех, как «элиты», так и избирателей (веди они себя иначе весной-летом, вряд ли бы Путин так легко согласился возглавить список Едра в октябре). А потому и слились в итоге: сейчас в последнюю неделю кампании остатки их рейтинга (если даже не списка) догрызёт ЕР, в результате чего прирастёт-таки до «плановых показателей». То есть Миронов, грубо говоря, оказался для Едра «тренером сборной Англии» — что ж, и то хлеб.

А потому деваться некуда – большинству этих людей придётся идти и голосовать за партию начальства, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что для них это худший выбор, за исключением всех остальных. И что по-настоящему важные, насущные частные вопросы нашей действительности на этой компании ни поднять, ни обсудить в очередной раз не удалось. Вместо этого – опять, в который раз, решаем вопрос жизни и смерти. Хотя уже жуть как надоело.

Вот вам и всё кредо, если угодно. Именно поэтому сам вопрос о том, «за» или «против» — Путина, «режима», Конституции РФ, правил дорожного движения и т.д. – считаю устаревшим, ненужным, снятым с повестки дня и тормозящим общественное развитие. И странно, что тусовка его с таким упоением обсуждает.

А так, конечно, если куда-то записываться, то прошу подтвердить моё членство в рядах цепных псов путинизма. Где и был.

С уважением, Ваш.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма