Вот тут Паша Данилин, прочтя мою «мельницу», озаботился вдруг темой Сталина.
Ну что ж. Раз пошла такая пьянка, не могу не выложить кусок из своей книжки «Поколение перелома», написанный в палатке на Селигере и посвящённый как раз теме «Сталин сегодня». Сама книжка дописана осенью и сдана в «Европу», где и лежит нынче в очереди ;-)
Кусок называется —
«Когда приходит Воланд».
В телесезоне 2006-2007 на экраны вышел сериал «Мастер и Маргарита», смотревшийся, кажется, едва ли не всей страной. И всё же, кроме простительных для сериального жанра мелких огрехов, постановка имела один по-настоящему крупный дефект, заметный любому, кто знаком с русской историей ХХ века. В фильме наложились друг на друга реалии конца 20-х годов, когда Булгаков писал сам роман, и конца 30-x — совсем другой эпохи, хотя бы и отделённой от первой всего десятью годами. Промежуточная, «компромиссная» дата 1935 г., обозначенная в фильме, не только не проясняет, а ещё более запутывает дело.
Относительно беззаботное, «мягкое» время конца 20-х, с «застройщиками», валютчиками, розовощёкими милиционерами и эпическими писательскими попойками, описанное в романе Булгаковым. И грозные, наводящие оцепенение поздние 30-е, когда по стране шли массовые «чистки» с расстрелами и пытками, «люди во френчах» диктовали свою волю враз ставшей беспомощной и жалкой советской элите, а потом и сами исчезали один за другим в жерновах собственной кровавой машины. А в Испании, Абиссинии и Монголии уже громыхали войны, и до начала большой мировой войны оставался какой-то год-другой!
То, с какой мгновенной скоростью изменился мир в этом промежутке, может потрясти любое воображение. Тех, кто не успел за этим сверхсветовым рывком мировой истории, ждала неминуемая катастрофа – и это касалось не столько отдельных людей или семей, но и целых наций, государств и даже континентов. На грани такой же катастрофы оказалась в 1941 году и наша страна – но уцелела, удержавшись на краешке и заплатив чудовищными, многомиллионными жертвами за своё право на будущее.
Можно ли было всё это предвидеть – а тем более планировать – в 1929 году? Мой взгляд приковано к этой точке, потому что слишком уж много обстоятельств, которые роднят её с нашим сегодняшним 2007-м. Да, конечно: любые параллели имеют свои пределы, и ни в коем случае нельзя, цепляясь за удобную тебе аналогию, выводить из неё всё и вся: история не прощает такого волюнтаризма. Но я назову несколько вещей, которые совпадают настолько прямо, что вызывают острое желание «сверить часы».
Во-первых (и в главных для меня), вторая половина двадцатых — это период выхода на арену «рубежного» поколения – людей, родившихся ещё при старом мире, выросших в хаосе его распада и ставших взрослыми уже при новой, послереволюционной действительности. В то время они, довольствуясь наступившими наконец относительно мирными годами, спокойно рожали детей – тех, кому потом выпала самая страшная ноша войны: среди солдат Великой Отечественной самой массовой группой стали родившиеся с 1922 по 1928-й; тем, кто родился в 28-м, в 45-м было семнадцать. Старших, рождением с 14-го по 21-й, было гораздо меньше: война, революция, голод сделали своё дело. В те же «мирные» межвоенные 20-е и 30-е основной действующей силой «строительства новой жизни» было поколение, родившееся между началом века и 1914-м – годом начала Первой Мировой, разрушившей Российскую Империю. Этому поколению, хотя оно ещё об этом не знало, надлежало строить заводы и электростанции, изобретать и запускать в серию танки и самолёты, создавать оружие и воспитывать солдат будущей Победы; к этому поколению относится большинство её командиров.
Но поколенческие параллели сами по себе – недостаточное основание аналогии. Внешний мир даёт куда более информативный рисунок. Ещё слабая, только-только начавшая приходить в себя Россия окружена «санитарным кордоном» из бывших осколков Российской Империи, cтавшиx национальными государствами. Там культивируется всё более жёсткий антикоммунизм, помноженный на постимперскую русофобию. Сама Россия — тоже пока участник «русофобского» фронта: Сталин, будущий автор тоста «за русский народ», в незабытом всё ещё амплуа главспеца по национальной политике неустанно воюет с «великорусским шовинизмом».
В составе самого СССР – союзные национальные республики, чьё руководство, формально присягнув «интернационалистской» Москве, проводит политику самой жёсткой дерусификации. Только централизация власти, усиление Москвы в середине 30-х «выровняло» позже эту политику — но выровняло лишь в том смысле, что расстреливать стали всех одинаково, без различия по национальному признаку. Страшная «справедливость» массового террора!
Мировым же порядком пытаются управлять вчерашние победители Первой Мировой; однако с каждым годом чем далее, чем менее они справляются. Внешнее могущество скрывало внутреннюю слабость — растущую год от года. Британия, контролировавшая мировую торговлю даже сильнее, чем ныне США, погрязла в политических склоках, экономических неурядицах и бесконечных колониальных конфликтах. Франция, обладавшая самой сильной (как считалось тогда) сухопутной армией на континенте, напряжённо боролась с коммунистической угрозой – причём делала это посредством социал-распределительной политики, чем в итоге подорвала своё экономическое развитие. США, которые на тот момент ещё только начинали становиться в мире тем, чем они стали после 1945-года, погрузились в пучину Великой Депрессии – и утащили за собой значительную часть мировой экономики. Наконец, разорённая войной и послевоенной разрухой Германия, ожидая со дня на день коммунистической революции по русскому образцу, сама не заметила, как привела к власти будущего палача Европы — Гитлера…
Слабость и безволие тех, кто считался «демократическими» лидерами мира, порождали запрос на пришествие «настоящих» тиранов. Тень Воланда, витавшая над Москвой в 29-м — это тень «власти», могущей казнить и миловать невзирая на лица. То нетерпеливое ожидание, с которым Булгаков призывает на Москву кровавый суд Князя Тьмы – это ожидание мира, в котором вакуум власти и множащаяcя несправедливость, самодовольный разгул «мелких бесов» — бандитов, жуликов и проходимцев всех видов – делали всё более реальным приход большого Сатаны.
—————-
Но то — высокие материи. Куда предметнее можно судить о состоянии государственных дел тогдашней России, её хозяйственного уклада образца 1929 года. Но и здесь, если особенно посмотреть в контексте мировой экономики, мы найдем ключевые параллели с 2007 годом.
Как и сейчас, та Россия — страна сырьевого экспорта. Только тогда главным видом экспортного товара, единственно котирующимся на мировом рынке из всего, что мы производим, является не нефть, а зерно. За него платят валютой. Как и теперь, производителем этого ресурса выступает устаревший, неадекватный современным реалиям хозяйственный уклад, доставшийся в наследство от предыдущей системы. Но он работает – в отличие от уродливых бюрократических монстров нового советскoгo хозяйства, «воспетых» Ильфом и Петровым в «Золотом телёнке».
И тем не менее делать на этот старый уклад основную ставку — недопустимый риск.
Во-первых, он ставит страну в слишком большую зависимость от таких случайных и непредсказуемых вещей, как климат. Ладно бы дело было только в объёмах валютной выручки: хлеб ведь не только главная статья экспорта, но и основной – а для многих единственный – продукт питания. (Опять параллели с нашей – энергозависимой, энергозатратной, а сейчас и энергодефицитной экономикой!) «Недоедим, но продадим!» — страшный принцип, нередко стоивший жизни огромному числу людей.
Во-вторых, моноэкономика – это неизбежный букет проблем, начиная от пресловутой «голландской болезни» и заканчивая зависимостью от импорта по многим ключевым видам товаров (и снова – как у нас сейчас!). Притом это в ситуации, когда значительное число стран Советскую Россию даже не признали – но и те, кто признали, не отказались бы при удобной возможности расправиться с «очагом большевизма». Словом «суверенитет» ленинская гвардия не очень-то любила пользоваться, но сам принцип – и вытекающие из него задачи самозащиты – понимала вполне.
В-третьих, уклад, основанный на частном крестьянском хозяйстве, создавал взрывоопасную социальную ситуацию. Разрыв между богатыми и бедными увеличивался; доходы первых росли, вторые же были обречены скатываться на социальное дно. И это – в «стране победившего социализма»!
Перераспределительная же политика, вкупе с госмонополией на экспорт, приводила только к одному: к разбуханию бюрократии, коррупции, воровству и падению эффективности экономики. Как результат, ударные темпы экономического роста, которые страна демонстрировала в начале нэпа, к концу 20-х постепенно сошли на нет.
И это далеко не всё. Можно было бы сказать и о провале предпринимавшихся в 20-х попыток технологической модернизации сельского хозяйства – разбившихся об архаичную, негибкую его инфраструктуру. Но и успех, когда он случался, тоже имел обратную сторону: хозяйства, справившиеся с освоением новой техники, получали гигантскую фору по сравнению с остальными – и это, в свою очередь, создавало новое неравенство и новые конфликты…
По совокупности причин перед государством тогда стояла та же самая задача, что и сейчас: рядом с работающим старым хозяйственным укладом выстроить новый, более современный (тогда – индустриальный) уклад. Насытить его ресурсами, технологиями, а главное – людьми. Тогда тоже много говорили о прорыве, прыжке в будущее – но на самом деле и тогда задача «прорыва» равнялась задаче выживания.
В 29-м это ещё не было настолько очевидно – но десятью годами позже, когда разразилась большая война, она оказалась «войной моторов»; и те нации, которые не успели построить соответствующей индустрии, не продержались в ней и нескольких недель. Мы же, даже утратив в 41-м две трети своего промышленного потенциала, сумели в кратчайшие сроки восстановить нужный объём военного производства. Просто потому, что у страны уже было достаточное количество людей, способных этот уклад воспроизводить.
—————
Я остановлюсь лишь на одном, сравнительно небольшом эпизоде того периода. Поначалу он был мало заметен, если не сказать вовсе затерялся на фоне последовавших далее событий «большого террора». В конце 1980-х-начале 1990-х о нём много говорили лишь в узком кругу профессиональных экономистов и интерecyющихся экономическими дисциплинами людей; чyть более широкий резонанс оно получило благодаря тому, что стало одной из любимых тем отечественных либеральных реформаторов гайдаровского круга. Я говорю об осуждении ряда видных отечественных экономистов по делу «трудовой крестьянской партии»; точнее, о том споре, который ему предшествовал и, в определённом смысле, послужил спусковым крючком процесса.
Детали подробно описаны в специальной литературе; я не буду в них углубляться, изложу коротко фабулу. К тому моменту задача построения индустриальной экономики была в общих чертах осознана советским руководствoм как центральная, и спор вёлся лишь о сроках и методах индустриализации.
Понято было также и то, что задача индустриализации требует значительно большего уровня понимания и расчёта, чем был до сих пор. Уже существовал Госплан, выросший из успешного опыта программы электрификации ГОЭЛРО (которому мы обязаны формулой «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны»). Уже делались отраслевые программы развития, и намечались первые прикидки большого общестранового плана экономического развития (в будущем – пресловутая »пятилетка»).
Одновременно советская власть впервые столкнулась с серьезными трудностями и неудачами в реализации отдельных проектов и функционировании экономики в целом. Страну настиг ряд локальных кризисов: в валютной сфере, в сфере хлебозаготовок, в реализации программ промышленного развития; и все они в совокупности свидетельствовали об одном: методы, которые применялись — и с невиданным успехом — в первой половине 20-х гг., в период раннего НЭПа, перестали работать, и нужны новые, уже не локальные, а большие системные решения.
На этом фоне обозначилась принципиальная дискуссия между двумя «школами» советских экономистов: воспользовавшись терминами идейного лидера одной из школ Н. А Кондратьева, назовём эти школы «генетической» и «телеологической». Обе предлагали свой подход к перспективному планированию, и вели между собой острую дискуссию.
Первая, «генетическая» школа, иcходила из того, что планирование — это в первую очередь анализ существующих объективных тенденций в экономике и построение планов и расчётов с опорой на эти тенденции. Вторая, «телеологическая» – из того, что первичными являются поставленные задачи, а планирование – это просто выбор путей их решения.
Каждая из школ предложила свой проект индустриализации СССР. План »кондратьевцев» состоял в постепенном накоплении излишков от экспорта сельскохозяйственной продукции и целенаправленные их инвестиции в перспективные – «инновационные», как сказали бы сейчас, сектора. В сущности, это план, аналогичный нынешней схеме Cтабфонд-Инвестфонд. Достоинством этого плана было то, что он не требовал сверхусилий по кардинальной ломке существующего хозяйственного уклада. Недостатком же – то, что и темпы индустриализации, и, в более широком смысле, благополучие режима ставились в зависимость от одного – пусть и крупнейшего и наиболее на тот момент рентабельного – сектора экономики. Сегодняшние критики сказали бы, что это модель посадки экономики на «зерновую иглу». И тем не менее, это был именно «мягкий», бескатастрофный сценарий развития.
Госплановцы выступили с другой, гораздо более радикальной идеей. По их замыслу, необходимо было политическими инструментами обеспечить перераспределение ресурсов – денег, кадров, технологий – из аграрного в промышленный сектор. Более того: само сельское хозяйство тоже подлежало радикальной трансформации, т.е. превращению в единый, централизованно управляемый агропромышленный комплекс индустриального образца: для этого предусматривалась программа коллективизации.
Проигравшие – группа Кондратьева-Чаянова – расплатилась за своё поражение по жестоким законам политики того времени: обвинение во «вредительстве» — сфабрикованный OГПУ «контрреволюционный заговор» — закрытый процесс. Вначале лагеря, а в 1938-м – пересмотр приговора и расстрел. Свой большой труд о «длинных волнах» Н.А. Кондратьев дописывал уже в Суздальском изоляторе; рукопись начатой им следующей книги – об общей теории тренда – была уничтожена в тюрьме.
Была бы судьба их оппонентов-госплановцев другой в случае их победы? Крайне маловероятно. Как-то раз мне на глаза попалась книга Чаянова, посвящённая – как позже и у Орвелла – 1984 году; только, в отличие от орвелловской, это была радужная утопия «крестьянской республики». Я с интересом читал о том, как Чаянов разворачивает в этой книге своеобразный русский аналог гандистской «сарводайи», крестьянской утопии свободного индивидуального труда и самоуправляющихся общин. Вплоть до того момента, пока не наткнулся на рассказ о том, как был учреждён этот крестьянский рай – вследствие реализации «указа о запрете городов». Мы хорошо помним, кто из политических лидеров ХХ века попытался реализовать эту идею на практике: это был Пол Пот. То есть человек, которого «указ о запрете городов» сделал почётным обладателем первого места по онтосительной доле сограждан, уничтоженных в процессе построения справедливого общества: здесь он обставил всех великих человекоубийц ХХ века, от Сталина до Бокассы включительно.
Неизвестно, дошло бы до полпотовщины у нас, если бы идеология «крестьянской утопии» на сколь-нибудь длительное время совпала бы с «генеральной линией партии». Но ясно, что материала для обвинений во «вредительстве» по отношению к сторонникам централизованного планирования индустриализации набралось бы предостаточно. Стоит лишь оценить масштаб запланированных потерь, заложенных в их варианте.
————-
Столкновение «кондратьевцев» с «госплановцами» — типичная, модельная ситуация, многажды повторявшаяся после и в советской истории, и в постсоветской тоже. Скажем, конфликт «генетиков» с Лысенко и «мичуринцами» развивался несколькими годами позже ровно по той же модели.
Смысл этой модели – в противоборстве двух точек зрения «специалистов» и «комиссаров». Первая: «вообще-то по законам физики коровы не летают». Вторая: «если партия прикажет – полетят» (иногда с добавлением: «а не полетят – отправим на мясобойню»). Вторая побеждала чаще . Но не всегда: даже в годы наибольшего господства «идеократии» голос специалиста мог быть услышан – если специалисту удавалось облечь свои доводы в форму политической, а не только сугубо профессиональной позиции.
В этом есть резон. Политическое сознание всегда плохо воспринимает профессиональные аргументы, и далеко не только по причине своей принципиальной ограниченности. Ситуация, где необходимо принимать ответственное политическое решение, не терпит расслабленной логики в духе «с одной стороны – с другой стороны»: зря ли один из американских президентов просил дать ему «однорукого экономиста». Углублённое знание предмета – далеко не обязательно преимущество: если это знание не подразумевает «на выходе» политического решения, оно бесполезно. Если предлагаемые специалистами рецепты не имеют механизма гарантии от политических – и, шире, исторических рисков – они даже вредны и опасны.
Были ли шансы у «мягкого» кондратьевского сценария в 29-м? Иными словами, мог ли сохраниться НЭП в каком-то качестве после того, как была провозглашена стратегия форсированной индустриализации? Скорее всего, таких шансов было всё-таки немного.
НЭП – естественное следствие силовой схемы «революционное государство – консервативное общество». В ситуации, когда общественный консерватизм вместе с обществом разрушен, противовес исчезает и всё становится жертвой революционного хаоса. В ситуации 1921 года государство физически нуждалось в частичном восстановлении противостоящего ему консервативного, «ранешнего» уклада. Столь же закономерна по-своему и гибель нэпа: к 1928-му этот уклад восстановился настолько, что съел всё, втянул в себя кадры, ресурсы, технологии и начал есть государство – настолько, что понадобилась новая ломка.
Собственно, это главное. Необходимо было построить гигантский кадровый пылесос нового уклада, который втянул бы в себя значительное число людей. Была ли возможность построить его на основе мягкой урбанизации? Нет, потому что он разбивался о существующую социальную структуру, иерархию – жёсткую и сопротивляющуюся не только взлому, но и любым попыткам выстроить «рядом» другую, параллельную иерархию.
Смысл «великого перелома» 29-го – что он сначала превратил огромную массу людей в люмпенов, а уже потом в качестве люмпенов вербовал их в новый, индустриально-урбанизированный уклад. Не напрямую превращал крестьянина в рабочего (это крайне трудно), а сначала делал крестьянина «пролетарием», и уж только потом втягивал его в формат индустриальной машины. В итоге этот процесс, хотя и повлёк за собой многомиллионные жертвы, привёл к тому, что барьер необходимых темпов индустриализации был взят.
Этот аспект может проиллюстрировать не только события конца 1920-х, но и во многом ситуацию середины 1990-х. Запоздалый успех экономических реформ в сегодняшней России – прямое следствие того, что их первым результатом был обвал, массовая люмпенизация, «высвободившая», если угодно, большое количество людей для встраивания в новый, создающийся на ходу экономический уклад. Кто бы стоял в зной и холод на вещевых рынках, возил баулами товары из Турции и Китая, если бы массам советских людей не пришлось покинуть свои рабочие места в колхозах, на заводах и в НИИ? Из кого бы строился новый «частный сектор», если бы самые лучшие, наиболее квалифицированные кадры оставались в государственном? Надеяться на то, что люди массово пошли бы за одним только длинным рублём – значит абсолютно не понимать структуру социальности, не видеть запаса прочности всех тех многочисленных якорей, которые удерживают человека в его социальной нише. Уровень оплаты – лишь один из таких якорей, и даже, скорее всего, не самый значимый.
Но это уже другая тема: тема уроков «перестройки».