У меня жена читает курс истории России в РГГУ филологам. Последняя лекция – про постсоветский период истории России, с 1991 по наст.вр. И эту лекцию она попросила прочитать меня.
Я и пришёл. Сидят дети – им в 91-м было года так три-четыре. А когда Ельцин уходил, они в младших классах средней школы учились.
К лекции не готовился даже. Начал прямо с Августа и беловежских соглашений. Описал борьбу Ельцина с ВС, гайдаровское правительство, референдум «даданетда», Конституционное совещание, указ 1400 и Октябрь-93. Потом выборы в первую Думу…
В общем, где-то с 1993-го я уже вошёл в полумемуарный формат. Абзац про то, что произошло – и абзац типа «сижу в Белом Доме, слушаю Руцкого, света нет, воду отключили, кругом менты». Абзац про ход и результаты выборов в Думу-93 – и абзац про то, как я сидел в обезьяннике в Химках за сбор подписей за «неправильную» партию. Ну и так далее. Работа на КРО в 95-м, антиельцинская газета на выборах-96, потом, наоборот, работа в группе советников Немцова и правительство «молодых реформаторов», дефолт (и Березовский, бегающий рассаживать людей по кабинетам БД), кампания-99… и т.д., вплоть до рассказа о решении Путина возглавить список ЕР, последних выборах и инаугурации Медведева.
Короче, почувствовал себя персонажем бородатого анекдота про героя гражданской войны. «Выезжаем это мы с Будённым на пригорок… Смотрю направо – ё… твою мать! Смотрю налево – ё… твою мать!» Дети на задних рядах, с восхищением – «вот это память!»
Собственно, начиная с октября-93 я непрерывно участвовал во всей цепи событий, в ролях эпизодических, но идеально удобных для наблюдения. Выпал только на пару лет – с 2000 по 2002, и то всё время писал всякие тексты – сначала на Правом форуме, а затем на Глобалрусе; то есть полностью из контекста не выпадал никогда. Поэтому сейчас чувствую появляющуюся возможность объёмно видеть (и, главное, чувствовать, проживать) этот кусок истории – как процесс, а не просто как набор фактов.
Кстати, именно поэтому меня категорически не удовлетворяет ни один из существующих учебников про этот период. Включая филипповский, конечно же. «Не так всё было». А своего пока не написал. Но напишу. Обязательно. Только времени нет.