Новое

Антисоветский союз

Вот эта крыловская тема про «советских грузин, ответственных за щастье» (и не только: у него ещё были посты на тему «Россия — бывшая колония Грузии») натолкнула меня вот на какую линию.

Ведь кто стоял на митинге в Тбилиси в поддержку Саакашвили? Лидеры Польши, Прибалтики и «Львiвсько-центричной» части Украины. Всё это, в контексте и на языке советских культурных кодов, можно описать именно как «наша Европа». То есть всё то, через что глупые и дикие совки приобщались к подлинным ценностям высокой цивилизации. И распад СССР  для них — это в первую очередь утрата этой своей миссии «моста»-транслятора.

Проще говоря, зачем теперь снимать про Шерлока Холмса на фальшивой Бэйкер-стрит в Риге, если можно просто взять билет на самолёт и полететь в Лондон?  Зачем читать польские газеты об Европе, если теперь можно читать любые немецкие? Какой смысл теперь слушать «грузинских интеллектуалов», когда есть французские?

То, как они все сбились в этот удивительный «антисоветский союз» — союз бывших цивилизаторов, оставшихся без должности — пожалуй, даже красиво. Как и этот ненавязчивый рэкет шепотком: «смотрите, вот же дикая агрессивная Россия, её же надо обязательно цивилизовывать, регулярно и профилактически — а вот они и мы тут, с многолетним и заслуженным опытом работы».

И, в общем, не могу отделаться от ощущения, что в тот вечер за спинами этих, в общем, заурядных персонажей — Качиньского, Ильвеса, Саакашвили — таки громоздились тени наших послевоенных «культуртрегеров» разного уровня, от Мамардашвили, Лема и Вайды до всех этих многочисленных мастеров советской культуры от Паулса до Кикабидзе. Ну и Тарковских с Ростроповичами, конечно, а как же.

——
Как раз прошлым летом я был в Варшаве на приёме «Газеты выборчей», где был весь цвет польской интеллигенции «старого призыва». Из России там были только Р. и Д., люди совсем другого поколения, нежели моё, с ещё диссидентским опытом. Я наблюдал то, как они смотрели на знаменитых некогда у нас польских писателей, журналистов, актёров и драматургов: это были совершенно те же полные обожания глаза, какими юные комиссарши «Наших» пару лет назад ели кремлёвских начальников. Для них эти деятели польской культуры — не как-нибудь, а живая легенда.

И я видел, как мои польские знакомые — даже очень сильные люди, такие, как Адам Михник — переживают о том, что в моём и последующих поколениях русских такой коммуникации уже не будет. Что для меня и тех, кто младше, Польша — это просто небольшое враждебное государство в Восточной Европе, ничем, кроме натовских радаров и клоунов-близнецов, не интересное.

А представьте теперь с Грузией. Каково грузинам, помнящим, «как это было», видеть, что нынешние двадцатилетние в России знают про Грузию только то, что там правит свихнувшийся пожиратель галстуков, который бомбит мирные города украинским оружием на американские деньги? А сами грузины — это такие полукриминальные рыночные торговцы, и всё

——
В общем, есть правда в идее про то, что Россия воспринимается ими не столько как бывшая метрополия, сколько как взбунтовавшаяся колония. «Что они себе позволяют?» Собственно, именно поэтому даже вопроса не возникает о том, «кто первый начал» и «кто прав». Причём колония культурная, что наиболее обидно. И в особенности потому, что это во многом так и было.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма