«Наконец-то началось» — единственное, что могу сказать. На мой взгляд, достойных губернаторов всего не более десятка, остальные просто уже ничему не соответствуют. Считаю, ещё необходимо в ближайшие сроки менять Максюту, Виноградова, Михайлова, Чернышова, Дарькина и ещё минимум пятерых.
Отдельный вопрос — кто приходит вместо.
За Псков не скажу — там кто бы ни пришёл, регион находится в настолько бедственном положении, что особо навредить попросту трудно. Строго говоря, нет никакого региона — есть вынесенный вдаль филиал Ленинградской области. Девятимиллиардный бюджет, два полуживых города (Псков и Луки) и 800 НП, и половина деревень с населением менее 10 (!!!) человек, в среднем возрасте за 50; практически никакой экономики. И ещё, до кучи, теневой губернатор Брячак. Не завидую Турчаку.
Орёл — другое. Неплохой, старый регион, но совершенно выпавший в автаркию, живший при Строеве как бы замкнутым сам себе, чуть ли не более отдельно от происходящего в Москве, чем масхадовская Чечня. И тем не менее планомерно деградирующий под воздействием «московского пылесоса». Слишком далеко, чтобы вязать развитие на Москву, и слишком близко (и слишком мало людей/ресурсов), чтобы строить отдельный центр. Непростая задача. Хотя, конечно, делать губернаторами старорусских областей замминистров сельского хозяйства — это то же самое, что списать эти области, как показывает новгородский опыт.
Воронеж. Ключевой, опорный регион на южном пути, опорный для Курска, Белгорода, Тамбова даже с Липецком в некоторой мере. Гордеев? Не понимаю. То есть понимаю только если «в пакете» известно, «кто будет следующим мэром» (а кто счас мэр, ммм, хорошо известно). Потому что фишка Воронежа — транспортная, логистическая, производственная, образовательная база. В потенциале — главный противовес крупным украинским центрам Нечерноземья, аккумулятор кадров, денег, товаропотоков. Кулаков был бессмысленный сонный пень, но экс-министр с/х? А помидоры с подсолнухами растить можно и без бдительного досмотра начальства, чесгря.
Ненецкий АО — один из немногих регионов, где я ни разу не был и почти ничего о нём не знаю. Без комментариев.
Ну и, конечно, ревизия стратегий. То, что делал в Пскове Кузя по стратегии развития региона — редкостное аутсорсинговое угрёбище, памятник бездарности «эффективного менеджмента», выигрывающий разве что на предшествовавшем михайловском фоне. Орёл и Воронеж — в плане перспективного планирования пустое место, оба губера до сих пор пережёвывали решения съезда партии от 1971 года. Строев хоть скоростную ветку провёл; Кулаков и тем похвастаться не может. Хотя при нём и тусовались несколько лет сменявшие друг друга «методологи» — никакого, впрочем, влияния реального на крепких хозяйственников не оказывавшие. Про Ненецкий, опять же, не скажу, ибо не знаю.
P.S. А Виноградов опять уцелел. Но это не значит, что его не нужно менять.