Новое

Кстати, оттуда же:

Досужие рассуждения о превратностях потребительского бытия оставляют открытым вопрос: где же тот горизонт, предел потребительской гонки, перешагнув который человека невозможно будет убедить потреблять – то есть, когда исчерпается весь ресурс врыночивания?

С кризисами 90-х впервые пришло понимание, что такой потолок вполне прощупывается, осязаем и вовсе не так недостижим, как «воображаемая линия горизонта». Пионеры электронной цивилизации японцы, накупив аудио-видеотехники, бытовой электроники и домашних роботов (нужных лишь для того, чтобы хвастаться ими перед соседями), практически в одночасье перестали потреблять – произошёл масштабный слом в потребительском сознании. Поразительные для нас истории про то, как люди посылают друг другу деньги или как банки дают кредиты едва ли не под отрицательный процент – обычное дело для нынешней Японии, уже который год не вылезающей из этого странного кризиса. Главное, что не нашлось ни одного достойного аргумента в японской культуре в защиту идеи потребления. Страна тружеников и аскетов оказалась попросту не готовой к тому, чтобы в сжатые сроки превратиться во вторую Америку: как ни странно, для этого нужно научиться не только делать автомобили и компьютеры, но ещё и покупать их в соответствующих количествах.

Впрочем, кризис, связанный с «пределами роста» потребительского культа, назревает не только в Японии, но и в своём отечестве – Соединённых Штатах. И там он в перспективе куда более ужасен, ибо эти бедняги, в отличие от японцев, будут кушать свою «демьянову уху» даже тогда, когда она у них из ушей полезет – с полным, опять же, сознанием того, что это есть их гражданский долг и смысл жизни. Оставаясь ещё долго недостижимым идеалом для миллиардов, толпящихся у дверей рая.

«Врыночивание«. 2004-й год. Начало бума ипотеки и CDS в Штатах.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма