Новое

Made in Russia

Кстати, тогда же там был мой собственный программный текст на тему:

Как можно кратко охарактеризовать «легенду» бренда «сделано в России»? Русская brand essense – это дешёвая продукция для тех, кто привык экономить на всём и не боится трудностей. Таков даже наш главный экспортный продукт – нефть Urals, стоящая на доллар дешевле, чем основной мировой сорт Brent, только из-за того, что у вполне качественной сибирской нефти общая труба с сернистой татарской и башкирской. Такова почти вся российская продукция – порой с выдающимися техническими решениями, но даже они реализованы в стиле конструктора «сделай сам». Почти всегда это – плохая упаковка, некомплектность, нестабильное качество и отвратительное сервисное обслуживание – на фоне высокой ремонтопригодности, простоты и прочности основных деталей; тот самый компьютер, который работает на дровах.

Нет смысла обсуждать, до какой степени этот миф соответствует действительности в каждом конкретном случае – существует огромное количество производств, делающих продукцию, никоим образом этой мифологии не соответствующую. Важно то, что именно этот массовый стереотип воздействует на покупательскую психологию при принятии решений. Причём это не только зарубежный, но и в гораздо большей степени собственно российский покупатель.

В 2001-2002 гг. маркетологи отметили следующую тенденцию: по мере роста уровня жизни населения России вновь (после дефолта) начала увеличиваться доля импортных товаров в тех секторах, где присутствует и импортная, и отечественная продукция. И, как следствие, стал замедляться промышленный рост. Есть много оснований полагать, что среди причин такой зависимости были не только макроэкономические причины, такие как укрепление рубля, но и поведение российского потребителя: как только он достигает определённого уровня доходов, достаточного для того, чтобы позволить себе импортную продукцию, он моментально отказывается от её отечественных аналогов. В случае с автопромом это более-менее объяснимо: в самом деле, если у человека скапливается 5-6 тысяч долларов на покупку подержанной иномарки, никакая сила не заставит его купить «Жигули». Однако в случае с бытовой техникой, строительными материалами и компонентами, мебелью и всевозможным ширпотребом это куда менее понятно: преимущества импортной продукции над отечественными аналогами здесь, как правило, отнюдь не столь очевидны. Вместе с тем во всех этих секторах происходит в точности то же самое.

(…)

Когда говорят о национальной идеологии, то под этим обычно понимается нечто возвышенно-иномирное, типа построения царствия Божьего на земле или создания всемирной республики Советов. В этом смысле позиционирование национальной промышленности на мировом рынке – вещь куда более практическая и приземлённая. По сути, это просто внятное объяснение того, какие вещи мы делать умеем и любим, какие – делаем только для себя, а какие предпочитаем не делать сами вовсе, довольствуясь импортом. И, главное, во сколько мы сами оцениваем свой труд.

Глобалрус, 2003.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма