— Есть несколько штампов, сопровождающих политический образ ЕР и плавно перетекших из предыдущего избирательного цикла в нынешний. Главный штамп: ЕР – это партия начальников (на уровне списков) и бюджетников (на уровне ядра электората). Бюджетники, пенсионеры, низкозарплатные категории граждан – короче говоря, все те, кто ждут от власти в первую очередь социальной помощи. Пусть маленькой, но для их личного дохода критически значимой.
Приведённые данные исследования показывают, что по состоянию на лето 2009 года это уже, по крайней мере, не совсем так. При относительно незначительных количественных колебаниях состав избирателей «Единой России» претерпел довольно существенные качественные изменения. Избиратель стал другим. Сегодня его коллективный портрет напоминает образ идеальной целевой группы с точки зрения маркетологов: взрослый (выросла доля людей в возрасте 30-45), образованный (выросла доля поддержки среди обладателей в/о), успешный (выросло число людей с доходом «средний и выше среднего) – иными словами, кто угодно, но только не «социально незащищённые слои населения».
Данные Башкировой согласуются с другими исследованиями, проводившимися на эту тему ранее. Пару лет назад Фонд Эффективной Политики Г. Павловского проводил большое исследование электоральных перетоков – т.е. анализировал то, какие категории и группы граждан меняют свои политические предпочтения, и по каким причинам. Выяснилось, что самые большие электоральные потери «Единая Россия» несёт среди людей с доходом ниже среднего – таковые, ещё в 2003-2004 голосуя за ЕР, уже в 2006-2007 начинают предпочитать более левые партии – КПРФ, «Справедливую Россию». Причём это происходит даже в том случае, если их материальное положение несколько улучшается, и собственные доходы немного растут. Они видят проблему в том, что доходы других растут быстрее, а эти люди оказываются отстающими в гонке благосостояния.
И наоборот. Наибольший приток новых сторонников «Единая Россия» в последние годы получала из бывшего электората правых партий – СПС и «Яблока», а также из деполитизированной ранее части городских «белых воротничков». Иными словами, люди, чьи доходы и положение в обществе позволяют им чувствовать себя уверенно, относить себя как минимум к «среднему классу» (а, согласно опросам, людей, которые себя таковыми считают, уже около 35%). Такие люди ранее либо вообще не интересовались политикой, и даже не ходили на выборы: они зарабатывали деньги, делали карьеры и считали, что это в их жизни главное.
К власти – и к «партии власти» — они изначально относились в массе своей настороженно, если не враждебно. Большая их часть вообще предпочитала по отношению к политике пребывать в своего рода «внутренней эмиграции»: меня никто не трогает – и я никого не трогаю. Они не любят бюрократию, игнорируют или не замечают государственную «социалку» (в отличие от корпоративной – слово «соцпакет» эта категория знает).
Их претензии к власти – это плохие дороги, берущие взятки гаишники, обилие регулирующих инстанций, мешающих работать, неразвитость современных систем в стране (телекоммуникаций, медиа, финансовых механизмов и т.д.), дорогой и неудобный кредит. Именно в этой группе наиболее заметна доля людей, активно пользующихся потребительским кредитованием.
Все последние годы происходило их своеобразное «примирение» с новой российской политической действительностью. В отношении к Путину эти люди прошли путь от настороженного недоверия («наследник Ельцина», «бывший работник КГБ», «чиновник из Питера») до поддержки; причём в их сегодняшнем отношении к Путину крайне мало собственно политического – это скорее похоже на «лояльность бренду» в потребительском смысле слова. Медведева они уже с самого начала восприняли как своего: человек, начинающий рабочий день с мониторинга новостей по «яндексу» – это «такой же, как мы».
Главная их ценность сегодня – это тот образ жизни, который им стал доступен в последние годы и к которому они успели уже привыкнуть. Это стабильная работа, регулярно растущий доход, собственный автомобиль (как правило, недорогая кредитная иномарка), мобильная связь и интернет, ежегодный отпуск на юге России или на массовых зарубежных курортах (Турция, Египет). Всё это они считают своим собственным достижением – «мы это заработали»; но гарантом того, что так будет и дальше, они воспринимают именно правящие силы – Медведева, Путина, «Единую Россию». Когда в 2008 году начался экономический кризис, их политизация выросла – они стали гораздо больше интересоваться, что происходит в политике и экономике, и что делает власть для того, чтобы кризис их не коснулся.
Что делать с этими людьми – «Единая Россия», по большому счёту не знает. Её идеологические наработки, механизмы пропаганды и акции рассчитаны на то ядро электората, которое было в 2005-м. Да и сегодня публичные спикеры ЕР сражаются в теледебатах с «эсерами» и коммунистами главным образом за «социальный» электорат. «Консерватизм», социал-патерналистские лозунги, риторика и стилистика в жанре «начальство, помогающее бедным» остаётся альфой и омегой политического позиционирования «Единой России».
«Среднему классу» всё это непонятно и чуждо, но он за эти годы уже успел привыкнуть, что «они всегда себя так ведут, потому что так надо». Кстати, ещё одна социологическая особенность этой аудитории – привычка противопоставлять себя «большинству»: вот есть «народ», а есть я, у которого совсем своё отдельное мнение, вовсе не такое, как у «народа». То, что таких «я» с таким «мнением» чуть ли не столько же, сколько этого самого «народа», такой человек не подозревает, а если узнает – пожалуй что и расстроится: это будет удар по культивируемому им индивидуализму.
Как бы там ни было, игнорировать эту часть своего электората, его предпочтения и запросы партии более нельзя. Иначе в какой-то момент эти люди попросту не придут к избирательным урнам. Собственно, они и так к ним плохо ходят – гораздо хуже, чем дисциплинированные пенсионеры и льготники. Им требуются дополнительные резоны, почему надо ещё и пойти лично подписаться на выборах за то, с чем ты (пусть с массой оговорок, как у них у всех) в целом согласен.
Пока получается, что партия просто «не видит» эту группу, игнорирует сам факт её существования, сдвигаясь всё более «влево», в том числе и в своих «антикризисных» лозунгах. Но ведь и Кризис – это же про офис ничуть не в меньшей степени, чем про завод.
Как с этим быть – ответ придётся найти уже осенью, когда стартует очередная выборная кампания в региональные и местные органы власти. Либо – подсчитывать «убытки» уже непосредственно на выборах.