Новое

Мораль и политика — А.Гусейнов

В связи с ситуацией вокруг Института Философии считаю правильным вынести из-под замка — т.е. по факту впервые опубликовать — рукопись книги, которую мы делали четыре года назад на основе интервью с А.А.Гусейновым, нынешним директором ИФРАН.

Мораль  в пространстве политики

часть 1

часть 2

Главная (для меня) мысль книги:

Политика как публичное пространство начинается там, где кончаются возможности и компетенция морали, если мы понимаем под моралью индивидуально ответственное поведение, направленное на высшее благо.

Там, где индивидуальные усилия требуют сотрудничества с другими, возникает политика. Иными словами, она возникает там, где кончаются возможности морали. Но это не значит, что мораль остается за порогом политики. Мораль подводит к нему, трансформируясь в иное качество, подобно тому, как вода, при том или ином изменении температуры может превращаться в лед или пар. Мораль – это политика индивидуальной жизни, а политика – это мораль коллективной жизни, мораль публичного пространства.

В частной сфере политике нет места, ибо собственную индивидуальную жизнь человек регулирует самостоятельно, без участия сторонних лиц. В свою очередь, политика не нуждается в морали, т.к. она требует чего-то такого, что сверх морали. В ней индивиды вступают в определенные отношения друг с другом и уже не могут самостоятельно нести ответственность за свои действия. В политике возникает коллективная ответственность, потому что само политическое действие является результатом взаимодействия между людьми, его формой.

Здесь я вижу разрыв.

Потому что, если бы руководство ИФРАН действительно следовало собственным философским воззрениям, оно бы поступило ровно так, как советует ему призывающий быть реалистами (!) Боря Межуев. А именно — взяло и перенесло бы философскую деятельность ИФРАНа, всю, какая есть, в кафе «Транзит».

Вот тогда это было бы по-настоящему сильным жестом. Который бы ни у кого не оставил сомнений — да, действительно, в ИФРАНе работают философы. А не чиновники, не рантье от философии, и не любительская труппа, разыгрывающая на потеху скучающей публике мизансцены из фильма «Гараж».

Впрочем, идущая ныне война за философскую недвижимость не вызывает ни малейшего желания в ней участвовать. Это кампания, ведущаяся с ложными целями и во имя ложных ценностей. А главным её результатом оказывается подмена того вопроса, который один только и имеет смысл обсуждать. Это — вопрос о философских основаниях новой России. Той самой России, в которой есть столица Москва, в которой есть улица Волхонка, на которой стоит желтое пятиэтажное здание.

Безотносительно к судьбе этого памятника архитектуры, очевидно одно. Философия больше не может быть обособленным хутором, где идёт какая-то своя, никому, кроме хуторян, не нужная жизнь. Да ещё и оплачиваемая за госсчёт. Это первое.

И второе: место «по умолчанию» в актуальной российской реальности нашим философским институциям никто не гарантировал. Либо они сами его себе найдут — либо перестанут существовать.

По мне, они сегодня и так уже в шаге от того, чтобы превратиться в музей самих себя.

P.S. Относительно вопроса о правах. Насколько я помню, материалы были согласованы с ААГ, и застопорились уже на этапе изд-ва «Европа». Если это не так, и тем более если имело место нарушение договоренностей, готов принести извинения А.А.Гусейнову.

Однако я исходил из того, что у меня под замком в ЖЖ четыре года висел уже согласованный текст. Все имеющие доступ к френд-онли записям могли указать на обратное в  течение этого периода. Значит, налицо либо моя невольная ошибка, либо избирательная амнезия отдельных юзеров.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма