Новое

Высшая школа демократии: модернизация политической системы

(Синопсис II: «исходники». Текст шестой. 1, 2, 3, 4, 5)

Проектная заявка

Для В.Ю.Суркова

Партийно-политический сезон 2009-2010 насчитывал пять ключевых точек:

  • Статья «Россия, вперёд!» и выступление Д.А.Медведева на конференции в Ярославле 14 сентября 2009 года – тезисы об умной политике
  • Региональные выборы 11 октября 2009 г., с последующим демаршем думской оппозиции
  • Президентское послание 12 ноября 2009 г. с идеями по изменению политсистемы
  • Госсовет по реформе политсистемы  — 22 января 2010 г.
  • Региональные выборы 13 марта 2010 г.

Политические результаты сезона:

  • Тренд на переход от нынешней «полуторапартийной» системы к современной многопартийной демократии
  • Установка на усиление роли системных партий, в противовес несистемной и внепартийной политике
  • Увеличение внимания к региональному и муниципальному «этажам» политической системы
  • Неготовность федеральных партий-«головастиков» к масштабированию своей деятельности на региональный и муниципальный уровень
  • Как результат – перехват становящейся всё более значимой местной и региональной повестки несистемными группами (Калининград, Самара, Владивосток, Архангельск, Дагестан и др.)

Партии показали себя слабыми, неготовыми к начавшейся активизации политической жизни. На организационном, инфраструктурном, кадровом, интеллектуальном уровне их ресурс откровенно проседает. Большинство партий не в состоянии даже обеспечить присутствие на избирательных участках в регионах выборов своих наблюдателей, обладающих хотя бы минимальной квалификацией в этом качестве. Это касается всех партий, в т.ч. и ЕР, которая пока свои дефициты восполняет за счёт использования возможностей госструктур и организаций бюджетной сферы. Но это преимущество не может быть константой.

Риски департизации политики на фоне усиления политической активности граждан легко представимы.

450 депутатских мест в Госдуме, несколько тысяч в региональных ЗС и почти две с половиной сотни тысяч мандатов в МСУ – это огромный масштаб, даже в расчёте на пять-семь общероссийских партий. Но партии состоят не только из депутатов и кандидатов в депутаты: есть партийный аппарат, есть актив, есть целый ряд сфер, охватываемых партийной работой. Не будет преувеличением сказать, что уже сейчас в работе «машины демократии» задействовано в целом по стране не менее миллиона человек – на профессиональной и полупрофессиональной основе.

Но так ли уж много в этой сфере действительно профессионалов? Можно сказать, что их практически нет.

Качество подготовки кадров – ахиллесова пята всех без исключения политических структур современной России. Функционеры ЕР, прямо ответственные за партстроительство (в частности, первый зампред ЦИКа В.Гальченко на заседании клуба «4 ноября» 18.03.10) открыто констатируют провал в этой сфере у ЕР; однако в остальных партиях ситуация с этим ещё хуже. В России ни в одном из учебных заведений не учат тому, что называется политическая работа. Политология – это умение исследовать политику и говорить о ней, оставаясь за её пределами; прочие смежные дисциплины, будь то пиар, менеджмент или право, также имеют иную специфику.

Косвенным результатом массового прихода в политику людей, имеющих бизнес-специализацию, является деградация политической культуры. Как одно из следствий — превращение выборов в подобие «товарных» рекламных кампаний, с полным вымыванием и примитивизацией собственно политического содержания. Итог — падение качества политических дебатов, превращение их в подвид коммерческих  шоу; уход выборных кампаний на периферию общественной жизни.

Работа в сфере политических коммуникаций требует не менее, если не более высокого профессионализма, чем в маркетинговых коммуникациях. И это должны быть компетенции принципиально иной природы, требующие специальных знаний. Люди, идущие на выборы (пусть даже в сельское муниципальное собрание) под флагом той или иной общероссийской партии, должны как минимум понимать, что за партию они представляют, как нужно работать с избирателями до и после кампании, что такое законотворческая деятельность и как устроен бюджет, который придётся принимать тому органу, куда они избираются.

Понимают ли это сегодняшние кандидаты, минимальный возраст которых, по предложению президента, снижен до 18 лет? Далеко не везде и не всегда. Можно рассчитывать, что это понимание они обретут непосредственно в опыте работы; но это значит – за счёт своих избирателей, которые будут жертвами их ошибок, идущих от некомпетентности.

Сегодняшние партии на системном уровне не обеспечивают своему активу и своим «списочным» кандидатам такой возможности, как повышение уровня знаний о политике. Оргструктуры всех партий, по спектру от «Правого дела» до КПРФ включительно, представляют собой усечённое и кастрированное подобие КПСС. Такой, какой компартию запомнили люди, в советские времена не поднимавшиеся в своей партийной карьере выше уровня заводского парткома. Именно такие и занимались строительством нынешних партийных структур.

Ничем иным нельзя объяснить отсутствие при какой-либо из партий хоть какого-то подобия Высшей Партийной Школы.

Впрочем, будем реалистами: ни у одной из сегодняшних партий нет ни сил, ни ресурсов обеспечить подготовку своих кадров на современном профессиональном уровне. Более того: в условиях многопартийной демократии создавать образовательную структуру такого класса внутри каждой из партий – непозволительная роскошь. Как выражались перестроечные КВН-щики, «двух партий народ не прокормит».

Есть ли другое решение задачи подготовки кадров для политической работы? Да, есть. Такой образовательный центр должен быть межпартийным.

Да, у каждой из партий своя идеология, свои предвыборные и политические программы, определяемые съездами. Но 90% компетенций, которыми необходимо обладать профессионалам политической работы, имеют принципиально внеидеологическую природу. Это такие компетенции, как:

  • Партийное строительство
  • Выборное законодательство
  • Политические технологии, управление избирательными кампаниями
  • Работа партий в межвыборный период
  • Законотворческая деятельность
  • Работа с избирателями
  • Взаимодействие с НКО
  • Организация работы со СМИ
  • Информработа (в т.ч. в интернете)
  • Работа с социологическими службами и данными
  • Работа с активом и сторонниками, подготовка наблюдателей
  • Работа со спонсорами
  • Межпартийное взаимодействие
  • Международное сотрудничество

Все эти дисциплины – универсальны. А значит, делать обучающую структуру внутри каждой из партий – нерационально. Поэтому должен существовать единый образовательный центр, с которым каждая из партий заключает свой собственный контракт, согласовывая количество и качество обучающих программ. Сегодня можно максимально использовать современные формы образования – дистанционное образование, тренинги, семинары, практикумы. Сложность в том, что необходимо учить людей, уже занятых в соответствующей сфере – а значит, было бы ошибкой идти от традиционного вузовского канона; необходимо делать ставку на «лёгкие», небольшие по времени и инфраструктурно простые формы поствузовского обучения.

Невозможно строить сложные политические машины, задействуя в них некомпетентных в политике людей. Либо, что ещё хуже, людей, наследующих компетенции из принципиально другой (советской) политической системы. Нельзя надеяться на переход к умной политике, если не заниматься инфраструктурой политического знания.

Наша команда в последние годы регулярно участвовала в подготовке материалов обучающего характера для партийных структур – в первую очередь, для партии «Единая Россия» и ряда молодёжных организаций. Нами подготовлено и выпущено несколько книг, ставших настольными в партийных структурах: «Технология создания партии» (А.Чадаев, В.Быкова), «Основы теории политических партий» (В.Данилов, Д.Кралечкин, М.Бударагин и другие), «Агитатор «Единой России»» (под ред.А.Чадаева, по заказу ЕР) и десятки других книг и брошюр. Мы имеем более чем пятилетний опыт проведения тренингов и семинаров для партийного актива, причём не в качестве обычных «бизнес-тренеров», а как штатные преподаватели гуманитарных дисциплин в ведущих вузах страны – МГУ, РГГУ, ВШЭ, РУДН и других.

В связи с этим предлагаем проект организации межпартийного образовательного центра для подготовки специалистов по политической работе. Рабочее название проекта — «Высшая школа демократии». Рассчитываем, что данная инициатива встретит поддержку и станет предметом обсуждения как у представителей образовательного сообщества, так и у функционеров партийных штабов.

Материалы по проекту будут публиковаться по мере их готовности на liberty.ru.

P.S. Данная записка опубликована в открытом режиме, чтобы получить обратную связь и широкое обсуждение самой идеи уже на этом предварительном этапе.

Продолжение следует

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма