Интересный отклик на наш доклад на Слоне.ру:
Во всяком состязании уместно говорить о победителе. Но в войне хеппенингов бенефициаром окажется третья сила.
Творческое соревнование, с удовольствием подхваченное кремлевскими криэйтерами, конечно, еще больше разовьет эстетический протест. В творческом состязании власть, в итоге, всегда проигрывает: у нее ведь круг творцов узок и статичен, ротации нет. А у несогласных ресурса для воплощения хоть и меньше, зато художественного мышления больше. И воплощение – искреннее, с огоньком, а не по разнарядке.
Так что почти гарантированный результат эстетического бунта – десакрализация власти. Когда после обмена все более лихими акциями толстый защитный слой святости на власти облезет, она окажется нагой и хлипкой. Вот тогда придут те, кому глубоко перпендикулярны все эти перфомансы. Ведь именно святость только и способна защитить власть от народа. Легитимной святости, добытой в политических борениях, явно не в избытке, а византийская святость разрушается карнавалом еще быстрее, чем Советский Союз джинсами.
Фактически, автор этой статьи сделал то, на что меня самого не хватило: он построил мост между двумя сюжетами — об ответственном классе и о культурной политике.