Новое

Вырастить свободу

Когда будут потушены пожары и уйдёт жара, наступит время считать потери. Цифры убытков в денежном выражении уже в заголовках центральных газет. Но меня волнует другое: лес. За истекший год мы стали беднее на тысячи и тысячи гектар леса. И это при том, что площадь лесов и без того сокращалась ежегодно и безвозвратно. Восстановительные лесопосадки в России фактически прекратились ещё в перестройку, и с тех пор ничего не изменилось к лучшему. Немногие специалисты били тревогу последние несколько лет – я помогал в этом чем мог ещё во время работы в ОПРФ. Увы, тогда исполнительная власть мыслила исключительно категориями экономического роста, подчас «любой ценой». А тема лесов проходила у начальников по статье «экология» — чисто расходная статья, причём второстепенная после «социалки».

Сейчас настало время радикально менять приоритеты. В.Ю.Сурков предлагает «изобретать свободу» – но, скажем, свободу дышать чистым воздухом невозможно изобрести, её можно только вырастить. Мы вступили в эпоху череды экологических катастроф – нынешняя, боюсь, лишь первая крупная в ряду. И это заставляет существенно корректировать приоритеты госполитики: работа на сохранение и улучшение среды обитания становится не менее, если не более важной задачей, чем рост доходов бюджета, производительности труда и т.д. Не только модернизация экономики, политики, культуры и т.д., но и её экологизация.

Я вырос в семье инженеров, чья специальность – очистка воды, организация систем водоснабжения и канализации в крупных городах. Мой отец, бывший в течение долгого времени главным специалистом института Гипрокоммунводоканал и соавтором прорывной для своего времени технологии очистки нефтесодержащих сточных вод, большого количества систем для очистки бытовых и промышленных стоков. Советская экоинфраструктура загнулась одной из первых, ещё до гибели СССР – и с тех пор так и пребывает в коме. Ситуация с лесоохраной – лишь маленький кусочек этого паззла; но такова же ситуация и с переработкой мусора, и с водой, и с сохранением биоразнообразия, и в остальных сферах.

Сегодняшний Минприроды – это скорее оператор систем продажи природного сырья, чем ведомство, стоящее на защите окружающей среды. А негосударственные экологические организации больше занимаются шумными пиар-кампаниями, чем собственно охраной природы. Для сегодняшних «борцов» гораздо проще пойти кидаться камнями в какое-нибудь госучреждение, чем посадить хотя бы одно дерево.

Я считаю необходимым сейчас, после пожаров, организовать общественное движение по восстановлению лесов. Главным критерием его работы должны стать не проводимые уличные акции, а новые гектары лесопосадок, новые парки и лесопарки в городах и пригородной зоне. Думаю, для ЕР взять на себя такую задачу было бы важнейшим тестом на соответствие статусу правящей партии. Но «взять на себя» — значит, найти партнёров среди общественных организаций, в бизнес-среде и др.

Прошу совета и помощи у тех, кто считает это важным и нужным делом. Пишите мне в блог, на электронную почту, звоните – мои координаты известны.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма