Специфика идеологической борьбы в России в том, что отношение к роли государства в условиях рыночной экономики на партийном уровне не выработано: политические партии не ответили публично на этот фундаментальный вопрос. Люди стали членами партий не потому, что разделяют их ценности, и не потому, что именно эта партия предлагает, на их взгляд, наиболее убедительные ответы на актуальные вопросы развития страны, а ориентируясь на харизму лидеров. Недоговоренность внутри партий проявляется в повседневной жизни. Нет закрепленной стратегической установки — нет эталона, с которым власть сопоставляет каждое свое решение. Решения принимаются исходя из того, какой идеологии придерживается человек, уполномоченный его принять. Таким образом, все стратегические решения, как и идеологические установки, формируются не в процессе конкуренции политических партий, а внутри государственного аппарата, скрыто и порой неосознанно. Именно там конкурируют идеологии тех, кто называет себя государственником, и тех, кто считает рыночный механизм наиболее эффективным инструментом развития экономики.
Чиркунов был бы прав, если бы не одно важное «но». Ни для кого не секрет, что экономическая политика государства и те структуры, которые отвечают за её выработку и реализацию — находятся у нас «по ту сторону» партийной системы. Финансово-экономический блок правительства — не просто внепартийный, а идеологически внепартийный.
Я согласен, что партии должны иметь позицию по вопросу о размерах и формах госучастия в экономике — но они должны иметь и реальные инструменты для проведения этой политики в жизнь. Беспартийные Кудрин-Игнатьев-Набиуллина-Христенко — люди, формирующие экономическую политику на федеральном уровне. Беспартийные Чиркунов и Гилязова — на уровне Пермского края.
Да, есть Госдума с партийным большинством. Но 80% принимаемых ею законов, в т.ч. ВСЕ законы в сфере экономики — это законы, написанные в беспартийном правительстве; у нас в этой сфере ещё с 90-х исполнительная власть — она же сама себе и законодательная. Партии у нас в какой-то мере ещё влияют на распределение доходов бюджета — но никак не влияют на логику их формирования.
Нужны два условия. Первое — это самоопределение партий в сфере экономической идеологии. Второе — партизация финансово-экономического блока правительства. Ни одно из этих двух условий не сработает без другого.