Пока идёт пересменка власти в Москве, на повестку дня встаёт другой, гораздо более важный вопрос: что дальше будет с городом? Как он будет развиваться?
Сейчас открылось уникальное окно возможностей для решения наиболее болезненных проблем нашего мегаполиса. Главная из них — отдельный административный статус Москвы как субъекта федерации в границах МКАД. Любому специалисту по городскому планированию очевидно, что Москва сегодня может развиваться только как единая агломерация, т.е. сегодняшние ближайшие пригороды Москвы в радиусе 30-50 км, относящиеся сегодня к Московской Области, должны иметь с Москвой единый план развития.
Пресловутая химкинская проблема — прямой результат административного разделения. Огромная многополосная Ленинградка, упирающаяся в бутылочное горлышко Химок — это результат невозможности согласовывать транспортное планирование между двумя субъектами федерации — Москвой и Мособластью. Сегодня, пока власть в Москве меняется, я считаю, что настало время инициировать вопрос об объединении двух этих субъектов в один. С тем, чтобы в последующем создать единый Московский городской округ, включающий в себя урбанизированные территории по обе стороны МКАДа.
И у этого округа, конечно же, должен быть новый генплан и новый план развития.
Уволить мэра было сложно, но «уволить» московский транспортный коллапс — гораздо сложнее. Скорее он, в сегодняшней динамике своего развития, представляет политическую угрозу любой власти. Решать эту проблему должны архитекторы, инженеры, строители, урбанисты — но для того, чтобы их работа была возможной, вначале необходимы политические решения самого высокого уровня.
Первое из таковых сегодня уже сделано президентом. Думаю, не случайно он сделал это именно по возвращению из Шанхая, с выставки «Лучший город — лучшая жизнь». Думаю также, что там у него было немало возможностей увидеть, как в мире решают проблемы современного мегаполиса. Уверен, что он сделал для себя необходимые выводы — в том числе и относительно Москвы.