Просмотрел видео дебатов в ВШЭ. Вывод: поэт-то очень даже прав. Горбачёвщина всегда приводит к тому, что откуда-ни-возьмись появляются Ельцины.
«Борьба с коррупцией» (она же — торжественное принесение в жертву кого-то из жирных котов, обогатившихся в прошлом цикле) — дело сугубо государственное. Это была поляна, огороженная и подготовленная для «царской охоты». И вдруг на ней появился непредусмотренный сценарием хантер. Его пытаются поставить на место согласно чину, а он в ответ с каменной рожей сообщает, что теперь тут сам хочет правила устанавливать и чины раздавать.
Тезис «навального в президенты» появился как бы из ниоткуда, сам собой, и практически естественно лёг на язык кому угодно — от хомячка с однобайтной write-only-memory до высокоучёного Максима Соколова. А знаете почему? Потому что блогер говорит ровно то, что недоговаривает президент Медведев. Но совсем с другим уровнем ясности высказывания и совсем другой энергетикой.
Скажем, президент говорит: «если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто «бронзовеет» и в конечном счете тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения». Может, и неплохо сказано, но без «драйва». А блогер тут как тут, переводит на язык улиц и площадей: «ЕР — партия воров и жуликов, приди и проголосуй за любую другую партию». Ни споров по существу, ни доказательств этот лозунг не требует — достаточно одной голой эмоции. Всю содержательную работу уже сделал президент; но, как выяснилось, не для себя. Все это мы проходили по «первым альтернативным выборам» в СССР: два кандидата — секретарь райкома и «демократ» без определённого рода занятий, и практически везде второй выносит первого без шансов, просто по партийной принадлежности. «Время такое», ага.
Или вот коррупция. Президент объявляет ее главной бедой страны в программной статье, много и красиво говорит о прозрачности и т.д. А блогер просто берёт сайт по госзакупкам (который и появился-то благодаря тому, что та самая ЕР проголосовала в Думе за пресловутый 94-ФЗ), и на основе лежащей там _открытой_ информации показывает пальцем: вот эти, эти и эти пилят бюджетные деньги. Пилят или не пилят на самом деле — уже никого не волнует; политическое событие уже состоялось, и массовый эффект от него сильнее, чем от всех кремлёвских речей, статей, посланий и совещаний на эту тему.
Далее: целевая аудитория. Медведева ведь приближенные к нему «анонимные источники» готовили именно к роли такого вот кумира офисного планктона, своего парня для обладателей «уютненьких». Для этого и блог с твиттером, для этого и айфон с айпадом, для этого и манагерский стиль одежды, язык и жесты, для этого и «сигналы», рассылаемые во все стороны что ни день. А тут вдруг раз — и обнаруживается, что «топовый блогер» вовсе не он. Ну и представьте, хотя б гипотетически, дебаты одного блогера с другим, и спрогнозируйте симпатии аудитории. Картинка из ВШЭ дает достаточно ясный образец.
Во всём этом, как я сейчас уже понимаю, нет никакой особенной заслуги блогеранавального. Он просто пришел и взял готовенькими — чужое поле, чужую идеологию и чужую кампанию. Которая называлась «второй срок». Собственно, этот «блогерско-сигнальный» сценарий «второго срока» уже можно считать перехваченным — и, следовательно, технологически неосуществимым.
Что тут можно сказать. Один раз страну уже сдали. Благонамеренные «прорабы перестройки», призванные ими на службу и восставшие против них же народные трибуны, и ведомые оными толпы благонамеренных же советских граждан, искренне уверенных, что делают что-то хорошее, за справедливость борются — не оставили камня на камне от СССР, с которым даже Гитлер когда-то не справился.
Но сейчас мы выстоим, я в этом уверен.