Новое

Прямо какой-то день ссылок сегодня.

Вот Глеб Олегович в Ведомостях.

Стащив откуда-то термин «опрокидывающая кампания», оппозиция носится с ним. О’кей, но найдите сперва, что именно опрокинуть. Перед вами финансово-политический автомат страхования интересов, который просто опрокинуть вам не дадут. В принципе, проект новой России вообще не был жестко привязан к волеизъявлению населения — ни в 1993, ни в 1996, ни в 2011 гг. Волеизъявление населения рассматривалось скорее как трение внутри системы, затруднение, требующее новаторских схем его обхода. Разумеется, лучше законной, конституционной схемы «оптимизации голосований». Позволю думать, что речь не идет о борьбе за демократию. Речь идет об овладении управлением данной моделью — теми, кому она формально принадлежит, но фактически не подчиняется.

Сегодня перед нами кризис модели, спровоцированный кризисом руководящей команды. Но не исключено, что, если эту команду заменить на другую, все эти свойства власти только интенсифицируются. Схема власти сильнее людей.

Проблема, которая сегодня стоит перед компетентным обывателем, такова: ему надо заново овладеть своим государством. Овладеть действующей неинституционально моделью (наша такова) демократически невозможно. Но, быть может, можно технократически? Поиск этого устойчивого технократического варианта и составит — под разными идеологическими наименованиями — главное содержание и интригу борьбы в ближайшем году.

Зачем-то сравнил Россию с Сингапуром. Аналогия, как ни странно, не такая уж дикая, но вытекающая из этого параллель Путин — Ли Куан Ю, что называется, забавляет.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма